GM передаст завод в Петербурге в управление белорусскому "Юнисон"

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров
Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Американский автоконцерн General Motors собирается передать свой петербургский завод в управление белорусскому автопроизводителю — ЗАО "Юнисон". Он возобновит на местной промышленной площадке производство автомобилей класса люкс — Cadillac. Премиум–класс в кризис чувствует себя лучше, чем массовые бренды.

Как стало известно "ДП", американский автоконцерн General Motors (GM) передаст свой петербургский завод в управление белорусскому автопроизводителю — ЗАО "Юнисон". Соглашение компании подпишут в октябре 2016 года.
"Идут переговоры хозяйствующих субъектов. Поэтому пока рано говорить о деталях, объемах производства. Сейчас конкретные детали прорабатываются", — говорит Геннадий Свидерский, первый заместитель министра промышленности Белоруссии. Производство может быть запущено во II–III квартале 2017 года. Завод будет выпускать автомобили премиальной марки Cadillac. Спрос на дорогие бренды просел за последние 2 года не так сильно, как на марки массового спроса.

Настаиваем на своем

Сам GM опровергает планы возобновления производства в Петербурге. Когда в начале сентября глава комитета по промышленной политике и инновациям Смольного Максим Мейксин публично заявил, что до конца года начнется движение, связанное с возобновлением работы завода GM в Петербурге, российское представительство автоконцерна мгновенно опровергло заявление высокопоставленного петербургского чиновника: "Завод находится в нашей собственности в законсервированном состоянии, на данный момент там никаких изменений не происходит, и никаких заявлений мы не делаем". Ранее "ДП" сообщал, что GM ответил отказом на предложение продать промышленную площадку.
"ДП" вновь обратился к представителю GM с просьбой уточнить позицию автоконцерна. "Никаких планов по возобновлению производства автомобилей марки Cadillac на петербургском заводе нет", — заявил представитель GM в России Сергей Лепнухов.

Полный назад

В начале 2015 года GM перевел крупноузловую сборку внедорожников Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe на собственный завод в Петербурге. Модели предыдущего поколения этих автомобилей ранее выпускались на калининградском "Автоторе". Оттуда в Петербург GM ранее перевел крупноузловую сборку других моделей Cadillac — CTS, SRX, ATS. Автоконцерн планировал расширить производственные мощности петербургского завода до 230 тыс. автомобилей в год. А к 2018 году американский автогигант планировал достичь локализации производства 60%. Поэтому решение GM свернуть производство в России стало полной неожиданностью как для властей, так и для автодилеров. Автогигант ушел, громко хлопнув дверью. Об остановке петербургского завода американцы объявили 18 марта — в день официального присоединения Крыма к России. Этот факт дал основания местным властям утверждать, что GM закрывает завод исключительно по политическим мотивам. Возможно, и так, но были мотивы и экономические: падающие объемы продаж, перепроизводство автомобилей, забитые неликвидом склады. Фактически петербургский завод остановился в июне. Без работы остались 2,5 тыс. человек. Сборка на "Автоторе" прекратилась еще в марте. А к концу лета 2015–го свернулось контрактное производство на ГАЗ в Нижнем Новгороде.

Зайдем с флангов

После ухода из России, в июле 2015 года, General Motors и белорусский автозавод "Юнисон" подписали соглашение о крупноузловой сборке Cadillac Escalade четвертого поколения (по цене от $76 тыс.) и Chevrolet Tahoe (от $60 тыс.) для российского рынка.
Автозавод "Юнисон" в 1996 году построил в Белоруссии другой американский автогигант — Ford Motors. Произведенные на этом заводе автомобили поставлялись в Россию. Но в конце 1990–х правительство Белоруссии неожиданно пересмотрело фискальную политику. Американскому инвестору пришлось платить больше налогов. Тогда он принял решение продать белорусский завод и построить сборочное производство в Ленобласти.
Контрольный пакет акций "Юнисон" купил британский производитель пластиковых изделий J&W Sanderson.
Миноритарным совладельцем автозавода считается белорусский бизнесмен Виталий Арбузов.
Расположенный под Минском завод собирает китайские седаны марки Zotye, легкие грузовики Kia, седаны Citroen C–Elysee и Peugeot 301, коммерческие фургоны Citroen Berlingo и Peugeot Partner Tepee, кроссовер Peugeot 3008 и седан Peugeot 508.
"Теперь белорусское предприятие, отработавшее технологию сборки Cadillac, начнет поставлять комплектующие на петербургский завод. Держать завод в законсервированном состоянии GM очень невыгодно — это достаточно большие расходы по технической части. Да и налоги платить надо. А говорить о возобновлении производства они, вероятно, не очень хотят по политическим мотивам. Почему? Не знаю. Другие заводы спокойно работают в России. Возможно, у GM особые отношения с американскими властями", — предполагает высокопоставленный источник, близкий к переговорам.
Закрытие только петербургского завода обошлось GM в $600 млн. Для сравнения: в запуск производства было вложено $300 млн.

Шансов мало

Продажи автомобилей в РФ падают 3–й год подряд. Причем на премиальные бренды спрос падает не так интенсивно, как на массовые марки. Однако спрос на изделия GM слабее, чем на модели конкурентов (см. "Продажи автобрендов"). Опрошенные "ДП" эксперты скептически относятся к возвращению GM. "Судя по объемам продаж марки на российском рынке в этом году, при более благоприятной ситуации может выпускаться от 2 тыс. до 3 тыс. автомобилей в год. Под такой объем запускать производственную линию не имеет смысла. Возможно, это вообще будет просто помещение на территории завода. В 2007 году концерн уже так поступал: тогда на площадке в Шушарах велась крупноузловая сборка Opel Astra", — вспоминает Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб". По его мнению, для полноценной работы завод GM нуждается в новой объемообразующей модели, какими в свое время были Chevrolet Cruze и Opel Astra.
"Запуск сборки Cadillac в Петербурге будет выгоден прежде всего дилерам, которых сейчас на Северо–Западе всего два. Это позволит значительно сократить сроки поставок автомобилей плюс даст возможность оптимизации цены, и так более выгодной, чем у других премиум–брендов. Вопрос лишь в том, какие конкретно модели Cadillac решит собирать в Петербурге. Если это будут Escalade и XT5, то это может серьезно увеличить привлекательность данных моделей", — уверен эксперт автомобильного рынка Олег Барабанов.
Мы торговали продукцией General Motors, в частности автомобилями премиальной марки Cadillac. И я вам скажу, что объем продаж автомобилей этой марки в России недостаточно высок, чтобы запускать производство. В свое время мы отказались от этого бренда, так как торговля оказалась нерентабельной. Нужно было инвестировать много средств, а маржа была настолько маленькой, что окупаемость выходила за разумные для России временные рамки. Сегодня, полагаю, ситуация стала лучше, так как число конкурентов сильно сократилось и торговля стала более прибыльной.
Сергей Савицкий
Генеральный Директор И Совладелец Холдинга "Атлант–М"
Сомневаюсь я немного в успешности затеи General Motors. Очень уж высока вероятность, что у них ничего не получится в очередной раз. До этого было много попыток. Спрос на Cadillac достаточно скромный, чтобы под эту марку расконсервировать завод. Если они хотят загрузить производство, то, чтобы оно стало рентабельным, необходим высокий объем продаж. А это значит, что цена на Cadillac должна быть такой же, как, например, на Toyota Camry. Если цена будет ниже 2 млн рублей за автомобиль, то в этом случае успех Cadillac гарантирован.
Игорь Седов
директор по развитию ГК "Аксель"
Я, как дилер Cadillac, приветствую любые инициативы General Motors, которые могут способствовать росту продаж. Откуда в Россию приходят автомобили, которыми я торгую, не знаю. Я беру их в представительстве, а где они берут, не интересуюсь. Может, в Белоруссии. И, возможно, запуск производства здесь позволит сделать Cadillac еще более привлекательным по цене. Спрос на американские автомобили вполне устойчивый. И я даже полагаю, что он будет только расти. Так как по цене этот бренд выглядит намного выигрышнее в сравнении с германскими конкурентами.
Сергей Дяченко
Управляющий И Владелец Ооо "Де Вилль"