Аресты и кадровые перестановки говорят о начале тектонических сдвигов во власти России

Автор фото: Александр Рюмин/ТАСС

Историк Лев Лурье считает, что аресты и кадровые перестановки свидетельствуют о начале тектонических сдвигов в российской власти, вспоминая, что и Андропов начал реформы "Хлопковым делом".

На прошедших выходных завершились невиданные по масштабу стратегические командно–штабные учения российской армии. Части и соединения возвращаются на места постоянной дислокации.
Угроза новой войны на Украине, скорее всего, миновала.
Еще несколько недель назад возобновление полномасштабных боевых действий казалось возможным. Был и повод. По сообщениям российских официальных источников, 7 и 8 августа были предприняты три попытки прорыва в Крым украинских диверсантов. В бою с ними погиб офицер ФСБ. Владимир Путин заявил: "Судя по всему, те люди, которые захватили (власть) в Киеве и продолжают ее удерживать, вместо поиска компромиссов, вместо того, чтобы искать способ мирного урегулирования, перешли к практике террора".
Так получилось, что именно в это время российская армия готовилась к учениям "Кавказ–2016" По словам Сергея Шойгу, "на фоне непростой международной военно–политической обстановки в ходе учения важно оценить наши возможности по защите национальных интересов на юго–западном стратегическом направлении".
На этом фоне не простым совпадением казалось даже то, что в Рио началась Олимпиада. Война с Грузией шла во время пекинской Олимпиады, присоединение Крыма — сразу после Олимпиады в Сочи. К тому же когда, если не сейчас. Запад потрясен эмиграционным кризисом и брекзитом. Обама — "хромая утка". А Украина пока — не член НАТО.
Как писал военный обозреватель "Новой газеты" Павел Фельденгауэр, "стратегической целью является нанесение поражения Вооруженным силам Украины, что приведет к политическому кризису на Украине, коллапсу страны и смене режима в государстве. Сейчас август, а для того, чтобы воевать, осталась только часть сентября. Потом — все. В российских вооруженных силах начнутся осенний призыв и массовая демобилизация. Поэтому новые военные действия придется отложить до января–февраля. Сейчас истекает время, отведенное для проведения военной операции. Сейчас для проведения широкомасштабных боевых действий все готово. А потом это все кончится".
Как видно, мрачные прогнозы не сбылись, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Но выхода из украинского тупика не видно. Стороны друг другу не доверяют. Запад уверен, что российские войска находятся в Донбассе, малайзийский "Боинг" сбит "Буком" из Курска. Ни допинговый скандал, ни события в Сирии взаимного доверия не прибавили. НАТО перешла к стратегии сдерживания, принесшей ей когда–то победу в холодной войне. Каждый недружественный шаг России вызывает ответ, напряженность постепенно растет, ставки повышаются.
Из этой ситуации нет простого выхода. Понятно, что просто так уйти из Донбасса Россия не может, это слишком сильно ударило бы по ее престижу. Признание международным сообществом новой реальности в Крыму — вопрос длительный, а степень свободы у российских властей здесь еще меньше. В ходе думских и президентских выборов партия власти делает ставку на крымский консенсус. В условиях кризиса предложить избирателю что–то более вдохновляющее довольно трудно.
Ситуация напоминает 1983–1986 годы, когда отношения между сверхдержавами были хуже некуда. Над Японским морем наши летчики сбили южнокорейский "Боинг". Экономика СССР начала постепенно входить в рецессию. Тогда выходом стала перестройка.
Определенные сигналы сверху идут. В 2015 году военные расходы были уменьшены на 3,8%. В 2016–м они будут сокращены еще на 5 . Так к войне не готовятся. Серия арестов губернаторов, бизнесменов, высокопоставленных силовиков и кадровые изменения в правительстве и администрации президента тоже свидетельствуют о начале каких–то тектонических сдвигов. Андропов начал реформы "хлопковым делом".
Хуже войны ничего не бывает. Однако альтернативы ей могут быть самыми разными: от осторожной либерализации до переноса пропагандистского удара с врагов внешних на врагов внутренних.
Реформы — всегда болезненны, и начинают их не от хорошей жизни. Но все — не атомная бомба на голову.