Самые крупные банкроты и самые крупные иски Петербурга

Автор фото: Коммерсант
Автор фото: Коммерсант

"ДП" публикует результаты мониторинга крупнейших исков, а также крупнейших банкротств, стартовавших в Петербурге и Ленобласти за сезон с 1 мая по 31 августа 2016 года.

Крупнейшим банкротством минувшего сезона, по данным Credinform, стала процедура наблюдения в ООО "Галахад энтерпрайзис" (ИНН 7813485386), "дочки" холдинга "Стройгазконсалтинг" долларового миллиардера Зияда Манасира — одного из крупнейших подрядчиков "Газпрома".

Сложная сеть "Галахадов"

Компания с активами 10,3 млрд рублей вошла в процесс о несостоятельности 4 августа по заявлению фирмы–двойника — ООО "Галахад Энтерпрайзес" (ИНН 7813481840) за непогашенный долг 319 тыс. рублей по векселю от 1 апреля 2015 года. Должник долг признал, в довесок заявил, что у него есть непогашенные долги перед другими кредиторами на 580 млн рублей.
По данным СПАРК, в обеих компаниях миноритарием является Алексей Богод, он же возглавляет "Галахада"–должника. При этом основным акционером "Галахада"–кредитора является ООО "Проминвест–капитал" бывшего сенатора от Республики Коми Евгения Самойлова. Временным управляющим назначен Петр Остроумов из МСО ПАУ.
Интересно, что на момент введения наблюдения в арбитраже рассматривался более существенный иск "Галахада"–кредитора к "Галахаду"–должнику на 39 млн рублей (по договору перевалки и хранения нефтепродуктов на общую сумму 2,1 млрд рублей в 2012–2014 годах). По данным суда, "Галахад"–должник был поставщиком нефтепродуктов у структур "Стройгазконсалтинга", прокладывавших трубопроводы для "Газпрома", а "Галахад"–кредитор привлекался как посредник.
Но решение по этому делу было принято лишь 5 сентября, тогда как уже 1 августа в суд Коми поступили иски ООО "Русмет" о взыскании 65 млн рублей. Скорее всего, именно в связи с этим иском было связано спешное появление векселя и судебного приказа о взыскании суммы, лишь чуть превышающей установленный законом нижний порог для запуска банкротства.

Проиграл в обороне

На втором месте — банкротство ООО "Оборонмедстрой" с активами 6,317 млрд рублей. Эта компания раньше называлась ООО "Инжиниринговое бюро Хоссер", принадлежала Сергею Фурманчуку и была крупным подрядчиком Минобороны по строительству и ремонту больниц для военных. Но в 2014 году 67% компании купило ОАО "Главное управление обустройства войск", которое и выступало основным заказчиком "Хоссера". После этого у компании с 25–летней историей, которая была переименована в "Оборонмедстрой", закончились деньги: она задолжала не только более 500 млн рублей контрагентам, но даже 35 млн рублей собственным сотрудникам. Долги по зарплате компания погасила в июне 2016 года, после чего в июле по заявлению поставщика медоборудования ООО "Маке" за долг 87 млн рублей в ней было введено наблюдение. Сейчас в дело вступают само ГУОВ (1 млрд рублей), банк "Санкт–Петербург" (212 млн рублей), Росинтербанк (124 млн рублей), ООО "Медес" (87,5 млн), а также более десятка поставщиков с менее крупными требованиями.

Странное решение

На третьем месте — банкротство строительной компании "Единые решения" Владимира Артеева с активами на 5,66 млрд рублей. Ранее компания входила в холдинг "Единые решения", который был крупным подрядчиком комитета по строительству Петербурга. В 2015 году Смольный разорвал с ней госзаказы на общую сумму 6 млрд рублей в связи с отставанием от сроков.
В феврале 2016 года другая структура Владимира Артеева — ООО "ДОНК" — подала иск о банкротстве "Единых решений" за долг 370 тыс. рублей аванса за непоставленные стройматериалы. Параллельно ответчик сменил собственника и начал процедуру ликвидации, поэтому 25 мая суд, рассмотрев это небольшое требование, признал "Единые решения" банкротом и открыл в них конкурсное производство. Соответственно, опоздавший к началу процедуры банк "Российский кредит" (сам банкрот с требованием на 2,5 млрд рублей) и другие кредиторы банкротство не контролируют.

Самые крупные иски

"Деловой Петербург" публикует результаты мониторинга крупнейших исков, принятых Арбитражным судом СПб и ЛО летом 2016 года.
Самым крупным иском сезона стало требование ООО "Балтийский торговый дом" (БТД) о взыскании 7,8 млрд рублей с Балтийского банка. Этот иск — одно из почти сотни судебных разбирательств в рамках крупнейшего на сегодня в Петербурге корпоративного конфликта между акционерами кредитной организации.
БТД принадлежит бенефициару девелоперского холдинга "Петербургское агентство недвижимости" и агрохолдинга "Терра нова" Андрею Исаеву и его бывшему бизнес–партнеру, экс–президенту Балтийского банка Олегу Шигаеву. До весны 2013 года компания владела акциями Исаева и Шигаева в банке (98,78%), но после ссоры двух бизнесменов Шигаев завладел своим пакетом (получив его по договору дарения) и захватил оперативный контроль над банком. БТД, подконтрольный менеджменту Исаева, боролся за возвращение акций до декабря 2014 года и в итоге победил: акции банка по суду вернулись на баланс компании. Но к тому времени в банке уже была введена санация, порученная Альфа–Банку, в результате номинальная стоимость старых акций из 7,8 млрд рублей снизилась до 1 рубля.
Считая виновником проблем банка и санации Шигаева, БТД в мае 2016 года подал иск к банку, требуя компенсировать ущерб от обесценивания акций. К делу в качестве третьих лиц привлечены Исаев (его представляет адвокат Объединенной коллегии адвокатов Александр Ефимов) и Шигаев (адвокат АК "Защита по уголовным делам" Елена Левчишина), а также вводившие санацию Центробанк РФ и Агентство по страхованию вкладов. Следующее заседание назначено на октябрь 2016 года.
Долги на дне "котла"
На втором месте шесть исков на общую сумму 2,4 млрд рублей, поданные Объединенной энергетической компанией (ОЭК, представляют штатные юристы во главе с Дмитрием Фортуновским) к Петербургской сбытовой компании (ПСК, представляет группа "Яковлев и партнеры"). Эти деньги причитаются ОЭК за передачу электроэнергии по сетям. Причем по существующей с начала 2000–х годов системе "единого котла", ОЭК и другие смежные сети получают эти деньги от "Ленэнерго", которому их перечисляет ПСК. Поэтому истец привлек "Ленэнерго" (представляет штатный юрист) к искам в качестве второго ответчика. Кроме того, ОЭК в августе этого года подала еще один иск напрямую к "Ленэнерго" о взыскании 556 млн рублей, который тоже попал в наш рейтинг.
От "А" до "Альфы"
На третьем месте оказалось исковое требование Альфа–Банка о взыскании 1,4 млрд рублей ($26 млн) по кредиту и обращении взыскания на заложенное имущество ООО "ИСК Балтик–строй". Компания–ответчик принадлежит кипрскому офшору Harmonion Investment Ltd, которым, в свою очередь, владеет виргинский офшор Aphenoid Ltd. Бенефициарами компании считаются совладельцы девелоперского холдинга "А плюс Девелопмент" Дмитрий Григорьев и Петр Гавырин.
В залоге у Альфа–Банка находится имущественный комплекс завода "Ижора" в Колпино и в Пушкине. В Колпино находятся производственные помещения общей площадью 12 тыс. м2 на участке 3,2 га (бывший завод "Балтимор"). Объект, находящийся в управлении УК Property M (также входит в A+), принес холдингу доходы от аренды — 200 млн рублей. Кредит $26 млн, под который завод был заложен, был взят холдингом у банка в 2013 году. Интересно, что участок, на котором стоит завод, до сих пор находится в собственности города, и компания активно судится с КИО о выкупе земли. В Пушкине компания владеет участком в Тиньковом пер., 7. Сам холдинг "А плюс Девелопмент" пока не испытывает видимых серьезных проблем: его оборот в 2015 году составил 2,7 млрд рублей, чистая прибыль — 22 млн. В 2016 году компания заключила ряд госконтрактов на общую сумму 106 млн рублей.
В июле 2016 года "А плюс Девелопмент" и Альфа-банк заключили мировое соглашение. Стороны пришли к соглашению о реструктуризации задолженности по кредитному договору и продолжат сотрудничество по финансированию индустриального парка в Пушкине.