Вслед за стадионом для "Зенита" "Трансстрой" может лишиться еще одного крупного заказа

Игорья Албин (слева) и Сергей Харлашкин решают судьбу контракта "Трасстроя" по строительству депо
Автор фото: Коллаж «ДП»/transstroy.ru/Ковалев Петр
Игорья Албин (слева) и Сергей Харлашкин решают судьбу контракта "Трасстроя" по строительству депо
Автор фото: Коллаж «ДП»/transstroy.ru/Ковалев Петр

Экс–генподрядчик строительства стадиона на Крестовском острове "Трансстрой" может лишиться последнего крупного госзаказа на работы в депо "Южное". Плохие отношения со Смольным часто приводят бизнес в черный список фирм, отлученных от государственных строек.

Вице–губернатор Игорь Албин крайне недоволен темпами и качеством работ "Трансстроя" по строительству депо метрополитена "Южное". Собеседники "ДП" в администрации Петербурга говорят, что он настаивает на расторжении контракта с компанией. Впрочем, сам вице–губернатор сказал "ДП", что "расторжение — не лучший вариант" (см. "Комментарии").
Отношения подрядчика и вице–губернатора не сложились. Именно Игорь Албин добился того, что с компанией расторгли контракт на строительство стадиона на Крестовском острове. Теперь арену достраивает "Метрострой", а вице–губернатор и представители "Трансстроя" публично и эмоционально критикуют друг друга.
Более того, комитет по строительству потребовал включить "дочку" "Трансстроя" в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Это значит, что в ближайшие 2 года компания не получит госзаказы. Бизнесмены называют РНП "списком тех, кто не умеет договариваться". По их мнению, туда включают лишь те фирмы, чьи владельцы не поладили с чиновниками.

Расторгать или не расторгать

"Трансстрой" получил представление на устранение отставания от графика работ, говорят собеседники "ДП" в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). В документе говорится, что отставание составляет 200 дней, а устранить его требуют в течение недели, добавили собеседники. Интересно, что точно по такой же схеме расторгался контракт на стадион.
Об отставании речь заходила и ранее. Так, 23 августа, во время демонстрации новой теплотрассы к депо "Южное", директор по капстроительству "Теплосети СПб" Антон Марков отмечал, что подключиться к участку "Трансстроя" пока не удается. "Трансстрой" не предоставил нам такой возможности. О причинах мне ничего не известно", — сказал он тогда. В КРТИ не стали комментировать информацию о расторжении контракта, но заверили, что работы идут, а комитет тщательно их контролирует. В "Трансстрое" сообщили, что строят депо в плановом режиме, по графику, а на 26 октября запланирован выезд вице–губернатора Албина на объект.
При этом собеседник "ДП", близкий к "Трансстрою", подтвердил, что представление пришло. Хотя, по его словам, работы идут даже с опережением на 18%. "Расторжение невозможно. Основания для него не существует. Но поведение Игоря Албина усложняет работу группы компаний в Петербурге", — сказал он.

Успеть к чемпионату

"Южное" — первое депо, которое строится для петербургского метрополитена за последние 15 лет (см. схему). Параллельно "Метрострой" строит продолжение пятой линии метро от станции "Международная" до "Южной", за которой и будет находиться депо. Перегон, станции и депо нужно достроить к 2017 году, до чемпионата мира по футболу.
Работы стоят 6,6 млрд рублей и ведутся с 2014 года. За это время "Трансстрой" освоил 2,6 млрд рублей, из них в 2016 году — 792 млн рублей из запланированных на этот год 1,8 млрд (по данным портала госзакупок).
В случае расторжения контракта уложиться в сроки будет крайне сложно. Впрочем, у Игоря Албина слишком много претензий к "Трансстрою", чтобы это его смущало. В частности, он не раз указывал, что не до конца ясен состав владельцев компании.
К лоббистам "Трансстроя" причисляют председателя наблюдательного совета холдинга "Базовый элемент" Олега Дерипаску. Но в "Базэле" неоднократно отрицали это. К тому же официально Олег Дерипаска не контролирует "Трансстрой": в 2014 году он уступил свою долю однокурснику Егору Андрееву.
Проекты Трансстроя
Автор: Архив ДП
Проекты Трансстроя
Автор: Архив ДП

Кто, если не они

Среди наиболее вероятной альтернативы "Трансстрою" собеседники "ДП" называют "Метрострой".
"Строительство депо — это уникальные работы. Из петербургских компаний достройкой теоретически может заняться "Метрострой". Также такие работы могут выполнять "Водоканалстрой" и ПРиСС. Одно можно сказать точно: смена генподрядчика займет несколько месяцев, поэтому сроки работ, вероятно, сдвинутся", — отмечает Вячеслав Семененко, управляющий партнер КБ высотных и подземных сооружений.
В "Метрострое" не стали комментировать вероятность своего участия в достройке депо и оценивать работы "Трансстроя".
"Что касается взаимодействия между "Метростроем" и "Трансстроем" при соединении станции "Южная" с электродепо, то сейчас вся работа с обеих сторон проходит в рамках проектных решений", — сообщили в "Метрострое" и добавили, что между двумя компаниями царит полное взаимопонимание.
Автор: Архив "ДП"

Черная метка для бизнеса

Сейчас "Трансстрой" оспаривает в суде своеобразную черную метку — включение своей "дочки" "Инжтрансстроя–СПб" в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла компанию в реестр по настоянию комитета по строительству. Правда, в РНП включают лишь ИНН фирмы. Рядом указывают и информацию об учредителях, но она носит скорее рекомендательный характер. Таким образом, собственники и генеральный директор могут зарегистрировать новое юрлицо и работать через него. Так что бизнесмены считают, что основной вред, который наносит реестр, — репутационный. Обычно в РНП попадают организации, которые злостно нарушили сроки или вовсе не выполнили работы.
"У подрядчика есть 10 дней со дня получения уведомления об одностороннем расторжении контракта. За это время он может начать переговоры с заказчиком и урегулировать ситуацию. Если переговоры не удались, в течение 2 дней заказчик передает информацию в антимонопольную службу", — отмечает глава УФАС по Петербургу Вадим Владимиров.
Антимонопольщики включают фирму в РНП, только если об этом просят чиновники — заказчики работ. Но просят они далеко не всегда. Понять логику, по которой чиновники включают или не включают компании в РНП, довольно сложно. Например, в прошлом году комитет по строительству попросил включить в РНП крупную петербургскую строительную фирму "ГСК", которая строила Кресты–2. Основанием стало отставание примерно на месяц в небольшой стройке стоимостью менее 50 млн рублей.
В феврале этого года контракт расторгли с компанией "Стройновация", которая входит в группу "Сумма" Зиявудина Магомедова. До конца года она должна была пробить Финляндскую ул. в Колпино за 2 млрд рублей. Новый конкурс объявили на сумму, близкую к первоначальной: подрядчик почти ничего не сделал. Тем не менее заказчик работ, КРТИ, не стал просить о включении фирмы в РНП.
Проекты Трансстроя
Автор: Архив ДП
Проекты Трансстроя
Автор: Архив ДП
Наблюдается серьезное отставание от сроков строительно–монтажных работ на объекте. Мобилизация не происходит. И при этом "Трансстрой" по привычке настаивает на увеличении сметной стоимости?! В октябре я проведу выездное совещание в депо "Южное". Но расторжение контракта — не лучший вариант.
Игорь Албин
вице–губернатор Петербурга
Компания, которая попала в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), фактически может на 2 года лишиться права участвовать в госзакупках, поэтому мы очень тщательно подходим к рассмотрению подобных вопросов. Допустим, на торгах победил не тот участник, на которого рассчитывал заказчик. Бывает, что в таких случаях заказчики вставляют палки в колеса добросовестному исполнителю. Он и рад бы приступить к выполнению работ, но заказчик не дает. Думаю, что при включении в РНП отношения заказчика и исполнителя имеют значение. Хотя заказчик в определенных законом случаях и обязан предоставить документы в контролирующий орган, он может предоставить их и не в полном объеме или немного не те документы. К сожалению, поскольку мы работаем с предоставленной информацией, такие случаи нам сложно отследить.
Вадим Владимиров
Руководитель Санкт–Петербургского Уфас России
В реестр недобросовестных поставщиков вносят не за плохую работу, а за плохое поведение. Если владельцы компании дружат с чиновниками, неважно, насколько сильно они "напортачили". Их не отлучат от госзакупок, и никаких серьезных последствий от расторжения контракта для них не будет. При наличии административного ресурса бизнесмены легко избегают включения в РНП.
Артур Данчаров
владелец ООО "Спецстрой"