Промышленники не могут оперативно построить ракетные корабли для Минобороны из-за нехватки рабочих

Павел Плавник, председатель совета директоров ПАО «Звезда», не сомневается, что предприятию удастся набрать рабочих, повысить производительность труда и выполнить гособоронзаказ в срок.
Автор фото: Сергей Ермохин
Павел Плавник, председатель совета директоров ПАО «Звезда», не сомневается, что предприятию удастся набрать рабочих, повысить производительность труда и выполнить гособоронзаказ в срок.
Автор фото: Сергей Ермохин

Минобороны РФ решило вместо фрегатов, для которых Украина перестала поставлять двигатели, заказать два десятка малых ракетных кораблей. Но оказалось, что промышленники не готовы оперативно удовлетворить потребность военных — им не хватает рабочих рук.

Ленинградский судостроительный завод " Пелла " в конце 2015 года получил контракт на строительство семи малых ракетных кораблей проекта 22800 ("Каракурт"). А в этом году стало известно, что обладателем контракта на строительство еще пяти "Каракуртов" стало АО "Зеленодольский завод имени А. М. Горького". Заказ еще на семь кораблей планируется разместить до конца 2016 года. Наиболее вероятный претендент на него, по словам судостроителей, — "Пелла".
Решение о строительстве "Каракуртов" Министерство обороны приняло в 2015 году. Летом того года прежний главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков заявил, что малые корабли проекта 22800 с крылатыми ракетами на борту заменят фрегаты проекта 11356.
Их строительство калининградский завод "Янтарь" приостановил из–за конфликта с Украиной, которая отказалась поставлять газотурбинные установки (по этой причине, как ранее писал "ДП", встало и строительство фрегатов на "Северной верфи"). К тому же у ВМФ РФ возникла потребность в кораблях, способных надежно защищать берега присоединенного к России Крыма. А "Каракурты" для этого подходят лучше фрегатов.
Однако планы Минобороны не совсем совпадают с возможностями российской промышленности. Каждый корабль оснащается тремя дизельными двигателями и тремя генераторами. Производит их петербургское ПАО "Звезда". В перспективе до 2022 года заводу предстоит изготовить 57 двигателей и генераторов. Таких крупных заказов на предприятии не было давно, и оно оказалось не готово мгновенно нарастить производство.
"Можно быстро повысить объем финансирования, а увеличить производство так же быстро не получится. Но есть гособоронзаказ, и мы его выполняем. Повышаем производительность труда всеми возможными способами. Набираем основных рабочих. Их было 350 человек, теперь уже 400. В планах довести до 600 человек. Будем работать в три смены и выполним заказ в срок. "Пелла" получила заказ первая, и она у нас в приоритете. Получит двигатели в срок", — не сомневается председатель совета директоров ПАО "Звезда" Павел Плавник.
Первый корабль "Пелла" передаст Северному флоту в 2017 году.
Получить оперативный комментарий от Зеленодольского завода не удалось. Но, по словам экспертов, альтернативы "Звезде" у судозаводов нет.

"Море" и "Залив" наш

Что общего между "Пеллой" и Зеленодольским заводом, почему они получают заказы на строительство малых ракетных кораблей? Оба предприятия частные, не входят в государственную Объединенную судостроительную корпорацию.
Основной акционер ОАО "Пелла" — Герберт Цатуров, ему принадлежит 59,66% судозавода с годовым оборотом около 5 млрд рублей. Зеленодольский завод крупнее, его оборот превышает 12 млрд рублей в год — входит в татарскую холдинговую компанию "АК Барс".
Обе компании в порядке общественной нагрузки поднимают с колен крымские судостроительные заводы. В июле 2015 года "ДП" подробно писал о том, что "Пелла" и Минпромторг РФ заключили соглашение о сотрудничестве. Тогда источник на предприятии рассказал, что соглашение касается инвестиций "Пеллы", а точнее ее "дочки" ООО "Каффа–порт", в феодосийский судостроительный завод "Море" (его мощности "Каффа–порт" арендует). Роль Минпромторга — содействовать в обеспечении "Моря" госзаказом в обмен на инвестиции, добавил источник. Один из полученных "Пеллой" "Каракуртов" в мае этого года уже заложили на "Море".
Примерно по такой же схеме "АК Барс" поднимает крупнейший крымский судостроительный завод "Залив".
Ситуация, когда возникают проблемы с увеличением поставок комплектующих для военной техники, достаточно распространенная, и вслух о ней говорить не любят. Можно вспомнить историю с атомными подводными лодками. Темпы их строительства сдерживались производством паротурбинных установок. Еще похожая проблема была с вертолетными редукторами. Сейчас резко возрос заказ на КамАЗы, а поставщики комплектующих едва успевают наращивать объемы. Но госпрограмма вооружений долгосрочная, со временем заводы нарастят выпуск. Альтернативы "Звезде" нет. Импортные двигатели Минобороны не жалует. Но в случае острой необходимости можно взять двигатель из резерва или снять с другого корабля, пока промышленность не изготовит новый.
Андрей Фролов
Заместитель Директора Центра Анализа Стратегий И Технологий (Аст)