В России создается новый рынок объемом 9 млрд рублей из-за нового закона

Автор фото: Ермохин Сергей

В связи с принятым законом об онлайн–кассах в России уже формируется новый рынок — передачи фискальных данных. К 2019 году он достигнет 9 млрд рублей, а пока на рынок успели выйти всего четыре участника.

Рынок передачи фискальных данных в ближайшее время вырастет с нуля до 9 млрд рублей — российские предприниматели вынуждены будут перейти на онлайн–кассы и передавать данные в налоговую через операторов.

Волны подключений

Компании, которые претендуют на статус оператора, уже называют примерную среднюю стоимость своих услуг — 3 тыс. рублей в год на один кассовый аппарат. По расчету компании "Эвотор", в 2017 году объем рынка при такой цене передачи составит 2,25 млрд рублей, в 2018 году — 6,75 млрд рублей, а уже к 2019 году — 9 млрд рублей.
При этом пока на рынке только четыре участника — это АО "Энергетические системы и коммуникации", ООО "Такском", ООО "Ярус" и ООО "Эвотор" ("дочка" Сбербанка). Эти компании успели получить статус оператора фискальных данных (ОФД) до усложнения процедуры.
Остальным претендентам придется подождать: с 1 сентября 2016 года в силу вступили статьи 54–ФЗ, по которым для статуса ОФД необходимо заключение от экспертной организации. Но таких организаций пока нет — их, в свою очередь, должна пролицензировать ФНС. Как рассказывают участники рынка, крупные ретейлеры уже присматриваются к операторам, а среди малых и средних игроков рынка почти все ждут крайних сроков. Напомним, переход на онлайн–кассы обязателен для всего бизнеса, но крайние сроки для компаний разные. Пока переход на новый тип касс добровольный, с 1 февраля 2017 года можно будет зарегистрировать кассу только с функцией передачи фискальных данных в ФНС. "Самые предусмотрительные уже начали приобретать ККТ нового образца, но их меньшинство. Мы ожидаем сильную волну с февраля по июль 2017 года", — говорят в компании "Эвотор".
Тем не менее Ева Сызрайская, эксперт сервиса "Контур.ОФД" компании "СКБ Контур", не считает, что четыре участника, успевшие стать операторами до сентября, поделят в итоге весь рынок. Она отмечает, что переход будет поэтапным и к моменту, когда на онлайн–кассы перейдет малый бизнес, операторов уже станет гораздо больше. Пионеры же рынка, соглашаются эксперты, могут рассчитывать на контракты с крупными сетями — теми, кто будет менять технику раньше всех, в "добровольный" период.
"Уже к 1 июля 2017 года владельцы обязаны подключить к ОФД свыше 1,5 млн кассовых аппаратов. Сроки перехода на онлайн–кассы очень сжатые, поэтому список ОФД будет постоянно расти, чтобы закрыть потребность рынка", — говорит она.
Ева Сызрайская добавляет, что конкурентная борьба между операторами за клиента будет очень интенсивной и, скорее всего, владельцы касс от этого только выиграют — получат скидки, подарки, периоды бесплатного использования, демпинг. "Однако у всех операторов, и "первой" и "второй" волны, будет возможность завоевать свою долю рынка, — рассуждает она. — Торговые сети федерального уровня, крупные региональные ретейлеры уже планируют этапы модернизации кассового парка, рассчитывают затраты и выбирают ОФД. Малый же бизнес, применяющий ККТ, переменами интересуется, но переходить на новый порядок не торопится".

Траты на кассу

Малый бизнес на ЕНВД и патентной системе должен будет применять кассы только с июля 2018 года, и это будет отдельная волна подключений — около 700 тыс. по России. Некоторые из них о законе пока даже не слышали, другие уже готовятся. "Как раз недавно звонил в организацию по продаже таких касс, чтобы узнать подробности, — говорит владелец кафе "Такояки" Себастьян Данилов. — Увы, мой текущий кассовый аппарат под новые требования не подходит и "обновить" его нельзя. Оказалось, возможность купить такое устройство появится не раньше конца осени".
Пока закон опережает реальность: он уже разрешает добровольно переходить на новый тип касс, но на деле передать фискальные данные в налоговую службу сейчас почти невозможно: фискальные накопители, которые сменят ЭКЛЗ (электронную кассовую ленту защищенную), еще не появились в массовой продаже, и реестр ФНС только начинает пополняться онлайн–кассами. Всего, по оценке компании 2can & ibox, российский бизнес потратит на обновление техники около 80–100 млрд рублей. В Петербурге более 170 тыс. компаний используют кассы, один аппарат с подключением к Интернету стоит около 18 тыс. рублей. Но затраты будут неравномерными: некоторые аппараты можно дооборудовать, а тем, кто пользовался бланками строгой отчетности, напротив, придется купить новую кассовую машину, которая стоит около 65 тыс. рублей.
С одной стороны, конечно ОФД, пришедшие на рынок и начавшие продавать сервис раньше, имеют преимущество перед последователями. К моменту прихода "второй волны" они уже получат какие-то клиентские базы, будут иметь какую-то выручку, хотя бы начинающую покрывать расходы на обслуживание системы. С другой стороны, важно доверие клиентов к операторам, которые появятся на рынке. Крупные клиенты давно выстроили систему взаимоотношений с подрядчиками. И если такой поставщик планирует предоставлять еще один сервис - по передаче фискальных данных - клиенты будут ждать его готовности, а не пытаться искать услугу на стороне. Если по какой-то причине получение таким подрядчиком разрешения от ФНС будет откладываться, то и его клиенты просто позже начнут переход на новый порядок. Кроме того, первые операторы будут на себе обкатывать абсолютно новую для рынка технологию, фактически выступят тестировщиками, собирающими и организующими исправление ошибок, наличие которых неминуемо во всем новом. Первые игроки должны быть к этому готовы иметь соответствующий опыт, следующие будут уже приходить на обкатанный рынок. Мы подали документы на получение лицензии ФНС в конце августа и в ближайшем будущем надеемся получить разрешение на деятельность как оператор фискальных данных.
Николай Жмуренко
директор оператора фискальных данных OFD.ru