Георгия Полтавченко начали пугать отставкой за долгострой на Крестовском

Автор фото: Сергей Коньков

Петербург снова захлестнуло слухами о скорой отставке Георгия Полтавченко. На сей раз волна повыше, чем предыдущие. Стержнем кампании стал стадион - по-видимому, в Москве на всякий случай начинают искать крайнего в скандальном процессе долгостроя.

Волна слухов про отставку Георгия Полтавченко на этот раз оказалась заметно больше предыдущих. Про нее (скорую отставку) написали не только общепризнанные коллекторы вбросов, но и уважаемые СМИ со ссылками на источники в администрации президента. Что как бы задает теме новый уровень. Смольный вынужден официально заявлять государственным информагентствам - мол, ничего не комментируем.
Реагировать на такие вещи довольно сложно, потому что слухи об отставке петербургского губернатора - это старая добрая политическая традиция города. В появляющихся сейчас текстах новизны мало. Кандидатуру министра транспорта Максима Соколова вбрасывали еще в апреле, а вытаскивать из нафталина идею объединения Петербурга и Ленобласти - это уж как будто люди просто в Интернете искали, с чем в разные годы связывали отставку губернатора Петербурга. Еще один повод для сомнений - большой разброс в вариантах продолжения карьеры.
Да совсем недавно в связи с отставкой главы ФТС Андрея Бельянинова находились осведомленные люди, в беседах с редакторами dp.ru дававшие руку на отсечение, что вот сейчас, не сходя с места, Георгий Полтавченко уйдет на место Бельянинова. При ближайшем рассмотрении оказывается, что уход в ФТС - слух еще от 2012 года. Другое дело, что вписать идею в малоизвестные страницы соцсетей - это одно, а задействовать такие СМИ, как РБК или Znak, да еще захватить по касательной ТАСС и "Интефакс", - это другое, это уровень повыше.
На этот раз все тексты об отставке имеют стержень в виде темы злополучного стадиона на Крестовском острове, который уже давно превратился в известный всей стране символ государственного скандала. И весь запал, по сути, сводится к тому, чтобы назначить виновным именно Георгия Полтавченко.
Доля вины градоначальника в долгострое наверняка есть, но резонен и вопрос, не принадлежат ли кому и другие доли. Вопросы ведь можно задать широкому кругу лиц. За годы стройки ответственность размазалась. Например, есть предыдущий губернатор Валентина Матвиенко, при которой стройка начиналась и должна была закончиться в 2009 году, когда никакого губернатора Полтавченко еще в проекте не было. Или вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве физкультуру и спорт. В наблюдательный совет оргкомитета по подготовке ЧМ-2018 входят вице-премьер Игорь Шувалов и министр спорта Виталий Мутко, а возглавляет его сам Владимир Путин. Всем этим людям, по идее, должно быть дело до строительства стадиона. Есть, в конце концов, премьер-министр Дмитрий Медведев, однажды назвавший стройку "позором" - это было 4 года назад, но почему-то глава правительства оказался не в силах сделать что-то, кроме громких заявлений. Это не говоря о более мелких сошках уровня вице-губернаторов и глав комитетов, коих сменилось за 10 лет немало.
Чемпионат мира по футболу - дело, без иронии, государственной важности. Если после всех этих допинговых историй Россия еще и обделается с ЧМ, не построив стадион, где должны пройти полуфинал и матч за третье место, это будет планетарного масштаба провал, и вряд ли президент этого не понимает. Учитывая состав курирующих подготовку чиновников, сроки строительства и публичность скандалов, можно наверняка сказать, что им ведомы тонкости строительства стадиона, и все, что происходит на Крестовском, происходит ровно потому, что так задумано, и по этой же причине за "позор" еще никто не пострадал.
Среди причин появления слухов об отставке стоит искать желание либо все-таки назначить кого-то крайним - если допустить, что в Кремле считают необходимым кого-то наконец показательно выпороть или подозревают, что уже реально можно не успеть (в этом случае инициаторы публикаций - те, кто от ответственности желает избавиться), либо кого-то от процесса подготовки отодвинуть, кем-то, естественно, заменив.
На крайний случай это можно считать попыткой пригрозить, подстегнуть Смольный к ускорению строительства, раз уж генподрядчиком фактически назначен подконтрольный петербургским властям "Метрострой", намеком на то, что лишних денег больше нет. Впрочем, думается, и в Смольном, и в "Метрострое" и так понимают, что отступать уже некуда.