Блоги «ДП». Бизнес по-русски: версия Егора Носкова

Чем российский бизнес похож на недоношенного ребенка, почему у компаний с миллиардными заказами нет сайтов и полезен ли повышенный уровень авантюризма: об особенностях бизнеса по-русски в «Блогах ДП» размышляет глава «Дювернуа Лигал» Егор Носков.

Российский бизнес похож на недоношенного ребенка, болезненного и уязвимого. Формально он существует уже более 25 лет, но время, необходимое на вызревание, не было использовано эффективно; попытки были, но не получилось.
В результате, имея некие зачатки бизнеса в современном понимании, экономика страны скатилась к госкапитализму. Есть большое количество государственных и окологосударственных монополий плюс обслуживающая их сфера.
Представителей этой последней невозможно считать полноценным предпринимательством, потому что их работа зачастую связана c отношениями, далекими от рыночных. На обслуживании государства и монополий вырастают огромные подрядные бизнесы, или бизнесы, связанные с поставками.
Мне не раз приходилось сталкиваться, например, с компаниями, которые ведут контракты на миллиарды долларов и при этом не имеют своего веб-сайта. Или с компаниями, которые существуют по 20 лет и имеют лишь одного клиента. И в российской действительности это не исключение, а, скорее, стандартная ситуация.
Эти обслуживающие госсектор компании занимают огромную долю рынка. А то, что остается на долю реального бизнеса – это всего несколько отраслей экономики (например, ритейл).
Владельцы и менеджеры российских частных компаний страдают повышенной тревожностью и стрессом. Им (возможно, в большей степени, чем западных коллегам) свойственен некоторый авантюризм. Они практически не могут осуществлять свою деятельность без того, чтобы постоянно входить в противоречие с теми или иными статьями Уголовного кодекса. Поскольку над каждым предпринимателей висит дамоклов меч, это не вызывает желания вкладываться в долгоиграющие проекты; акцент – на проектах на краткосрочную перспективу.
Если говорить о положительных последствиях этой нашей особенности – можно сказать, что наши реальные предприниматели отличаются повышенной жизнеспособностью, креативностью, умением быстро принимать решения. Хотя эти качества и востребованы в основном именно в России.
Важное отличие российского бизнеса от западного состоит в том, что там огромную роль играют частные корпорации, которых у нас практически нет. Отсутствие возможности строить карьеру в современном корпоративном бизнесе ведет предприимчивых людей в "предпринимательство с чистого листа", но в условиях неблагоприятной конъюнктуры эти новые бизнесы, к сожалению, практически не могут полноценно развиться.
Автор - управляющий партнер "Дювернуа Лигал"
Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей: blog.dp.ru.