Получится ли из Елены Исинбаевой национальный герой

Автор фото: РИА "Новости"

На роль нового национального героя пробуется Елена Исинбаева — без героя мертва и национальная идея. Она отлично подошла на эту роль, и не ее вина, что войны с Западом не могут для всех обернуться плюсом.

Когда высокопоставленные государственные служащие и приближенные к ним идеологи рассуждают о национальной идее, а делают они это в последнее время все чаще, они упираются в несколько барьеров, один из которых — отсутствие национальных героев. Национальная идея должна находить конкретное воплощение для того, чтобы было понятно, для чего вообще она нужна. Теория без практики, как известно, мертва, и если экспериментатор пытается вылепить граждан с определенным набором качеств, то рано или поздно нужно предъявить образец.
Любой пропагандист подтвердит, что найти подходящую фигуру очень сложно. Кандидаты то непонятны народным массам, то имеют сложное прошлое, то опасны, а ведь им положено быть моральными авторитетами. Возьмешь, к примеру, какого-нибудь Игоря Стрелкова, а потом подросткам будет приходить в голову, что взять автоматы и захватить отделение полиции — отличная идея. Вот тебе и очередные "приморские партизаны". А герой должен быть как Юрий Гагарин, яркий, безоговорочный для всех и политически выверенный. За его широкой улыбкой СССР мог спрятать все что угодно.
Время от времени претенденты на высокий статус появляются, но они ситуативны, каждый раз историю приходится бросать на полпути, и героя быстро забывают. Это проблема — Россия вроде бы активно прокачивает самые различные направления, от военного до религиозного, но персонализации не получается. Эксперимент никак не приносит очевидного всем результата и потому заставляет сомневаться в его жизнеспособности. С другой стороны, и не каждый претендент вынесет такую ответственность.
Сейчас, судя по всему, такой претендент появился снова, и это Елена Исинбаева. Каждый ее шаг подробно освещается. Например, сейчас россиян известили о том, что Елена Исинбаева провела зарядку на базе российских военных в сирийском Хмеймиме. Вместе с ней там были еще несколько олимпийских чемпионов, но их СМИ перечисляют в последнем абзаце списком. Заголовки и большая часть материалов посвящены лишь Исинбаевой.
Она стала хедлайнером новостей во время допинговых предолимпийских разборок, и именно ее действия и заявления вызывали  особенный интерес. Двукратных олимпийских чемпионов в России не так уж мало, самого этого факта не достаточно, тем более что прыжки с шестом — все-таки не самый популярный в России вид спорта. Синхронистки в России, к примеру, и четырехкратные есть, но с кем они проводят зарядку, никого не интересует.
Однако с точки зрения законов шоу-бизнеса на роль центральной фигуры годилась со всех сторон именно Елена Исинбаева. Красивая, успешная, уважаемая, умеет говорить, причем ровно то, что надо говорить. Ее слезы на приеме у Путина — совсем как та гагаринская улыбка. Не ее вина, что героев сильно много не требуется.
Были у нас известные спортсмены, которые потом становились депутатами, были и чемпионы, отказывающиеся считать чемпионами других, но Елена Исинбаева отличается тем, что она вошла в резонанс с моментом и стала героем войны. Холодной, разумеется. Ни Крым, ни Донбасс не породил героев, таких, которых можно было бы показывать обществу долгое время. В антизападной риторике упражняются многие, но нельзя же делать героями депутатов или телеведущих. Для того чтобы претендовать на звание национального героя, нужно быть не просто чемпионом, а чемпионом, которого несправедливо обидели американцы и который в ответ объявляет соревнования нечестными. Одерживая таким образом, по заветам Льва Толстого, моральную победу.
У таких героев есть одна проблема — они нужны, пока идет война и пока не растворился их политически-жертвенный образ. Путь их в современной России если долог, то неизвилист, но и не тернист, впереди на нем маячат верстовые столбы запретительных законопроектов и верноподданнических высказываний, хотя можно обойтись и без них, если не жалко сворачивать, тут уж каждый выбирает для себя степень героизма. Нет так нет, но другой герой не нужен.
Государство обеспечит Елене Исинбаевой перспективы, а удержит ли она свой героический статус или через несколько лет незаметно осядет на более-менее приличной чиновничьей должности? Ее подъем будет обеспечен в первую очередь именно допинговой историей; из которой каждый извлекает те дивиденды, которые может извлечь.
Кто, по-вашему, годится сегодня на роль национального героя?