"Трансаэро" проиграло суд за "дальневосточные" субсидии из-за долгов по налогам

Из-за долгов по налогам и сборам "Трансаэро" не получит 740 млн рублей субсидий за перевозки пассажиров на Дальний Восток и в Калининград. Впрочем, поскольку авиакомпания обанкротилась, эти деньги все равно достались бы кредиторам.

Арбитражный суд Москвы отклонил иски ОАО "Авиакомпания Трансаэро" к Росавиации о взыскании 590 млн и 23 млн рублей недоплаченных субсидий за перевезенных пассажиров соответственно на Дальний Восток и в Калининград. Впрочем, по мнению экспертов, эти деньги не помогли бы компании вернуться на рынок, а лишь пополнили бы конкурсную массу, которой будут гаситься долги на общую сумму почти 200 млрд рублей. Тем более что суды об оспаривании отзыва у нее лицензии компания тоже проиграла, что делает бесперспективным и вариант мирового соглашения с кредиторами.
Авиакомпания "Трансаэро" до своего банкротства в 2015 году была вторым по размеру российским пассажирским авиаперевозчиком и крупнейшей в России частной авиакомпанией, владевшей вторым после "Аэрофлота" парком самолетов (104 судна). Оборот компании в 2014 году составил 121 млрд рублей (чистый убыток — 19,3 млрд), за 2015 год — 109 млрд рублей (чистый убыток — 99 млрд). Дело о банкротстве "Трансаэро" началось в октябре 2015 года, сразу после того, как Росавиация отозвала у авиакомпании сертификат эксплуатанта воздушных судов.
Незадолго до отзыва лицензии авиакомпания подала в Росавиацию документы на очередное получение государственных субсидий за перевозки пассажиров по льготным тарифам: 595 млн рублей за 150 тыс. пассажиров-дальневосточников и 25 млн рублей за 17 тыс. пассажиров-калининградцев, перевезенных с мая по сентябрь 2015 года. Однако Росавиация неожиданно отказала в выплатах, сославшись на формальные основания: мол, авиакомпания имеет долги по налогам и сборам, что является препятствием в получении государственных субсидий.  
В январе 2016 года, испробовав все способы внесудебного воздействия на госорган, авиакомпания обжаловала отказ в суде. По словам юристов перевозчика, субсидирование было предусмотрено заключенным между ним и Росавиацией договором от марта 2015 года, в котором было четко прописано, что "в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и из Калининграда и обратно" "Трансаэро" обязуется перевозить по специальному тарифу, а госрегулятор, со своей стороны, покрывает убытки перевозчика субсидией. Для получения субсидии авиакомпания к 15-му числу каждого месяца предоставляет в Росавиацию свой расчет размера субсидии, а также отчет о количестве перевезенных пассажиров с приложением перевозочных документов. После этого Росавиация в двухдневный срок должна принять решение о выплате или отказе в таковой.
Поначалу с субсидиями проблем не было: с апреля по июнь "Трансаэро" получило 363 млн рублей из бюджета. Но с июля по сентябрь, на которые, кстати, пришелся пик перевозок, бюджет не дал ни рубля. По данным судебных актов, основной причиной отказа в выплатах были задолженности перевозчика по отчислениям в Пенсионный фонд в размере 833 млн рублей, по данным на сентябрь 2015 года. "Зная о своей задолженности, истец подал документы на получение субсидий", — сделал вывод судья и в исках отказал. Авиакомпания подала апелляционную жалобу.
Впрочем, даже успешное взыскание этих денег едва ли поможет авиакомпании вернуться на рынок. Долги ее на 1 января 2016 года составляли 181 млрд рублей, в декабре 2015 года была введена процедура наблюдения. Требования к банкроту предъявили две с лишним сотни кредиторов на общую сумму около 130 млрд рублей, крупнейшими из которых являются лизингодатели, финансировавшие покупку самолетов. Самый крупный — "ВЭБ-лизинг" (63 млрд рублей), на втором месте "ВТБ-лизинг" (12,7 млрд рублей), а также Газпромбанк (13,7 млрд), "Глобэкс" (11,5 млрд) и Сбербанк (7,4 млрд рублей). Кроме того, с компанией судятся Аэрофлот (8,7 млрд рублей), налоговая (почти 2 млрд), госкорпорация ОРВД (1 млрд) и другие кредиторы.
"В сложившейся ситуации субсидии могут пойти только на пополнение конкурсной массы, — комментирует Инна Вавилова, управляющий партнер АБ "Прайм Эдвайс СПб" (представляет интересы ВЭБа в деле "Трансаэро"). — На текущем этапе процедуры банкротства все требования кредиторов равнозначны, и ни налоговая, ни Пенсионный фонд не могут получить деньги раньше других".