НИОКР под госзаказ

Инвестируют в модернизацию производства и разработку новых продуктов лишь те компании, которые могут получить госзаказ, а также те, кто замещает недоступные из–за санкций импортные товары.

Промышленники Петербурга и Ленобласти сокращают инвестиции в развитие. Так, участники нашей премии "Предприятие года" снизили совокупные капиталовложения и расходы на научно–исследовательские, опытно–конструкторские и технологические работы (НИОКТР) в 2015 году в среднем на 9%, до 18 млрд рублей. В разработку новых продуктов и модернизацию производственных площадок для их серийного выпуска инвестируют в основном те предприятия, которые могут рассчитывать на гарантированный государственный заказ. А также те, кто замещает недоступные из–за санкций импортные товары.
В рейтинге промышленных предприятий, составленном "ДП", лидирующие позиции в номинациях "Инновации" и "Модернизация" заняли предприятия машиностроения и фармацевтические компании, что подтверждает устоявшийся тренд.

Лидеры инноваций

По данным комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга, всего в 2015 году промышленные предприятия Петербурга потратили на свое развитие 99,7 млрд рублей (в 2014–м — 104 млрд рублей).
Больше всех инвестировали в основной капитал машиностроительные предприятия и производители фармацевтической продукции. Эти же отрасли лидируют и по инновационной активности — индекс инновационной активности показывает, какую долю новые разработки занимают в общем объеме выпущенных предприятиями товаров. Уровень инновационной активности в петербургской промышленности — 14,5% (в среднем по России — 9,7%).
В машиностроении и производстве различных видов оборудования инновационных товаров около 20%. На этот сегмент промышленности пришлось 81% всей инновационной продукции, которую городские промышленники разработали и внедрили в 2015 году. В числе лидеров также химическая промышленность — прежде всего за счет фармацевтики: здесь уровень инноваций 18,4%, а затраты компаний на развитие и модернизацию производства в 2015 году составили 5,6 млрд рублей.

Вместо импорта

Высокие показатели отдельных отраслей промышленности на фоне общего спада легко объяснимы: окупить инвестиции в модернизацию производства, разработку и внедрение новой продукции могут только те предприятия, которые уверены в стабильном спросе на свои товары.
Это в условиях экономического кризиса гарантировано только для поставщиков государственного заказа и производителей продукции, импорт которой сократился или вовсе сошел на нет из–за санкций. В числе таких товаров прежде всего приборы и оборудование, лекарственные препараты, медицинская техника и некоторые продукты питания.
По данным Федеральной таможенной службы, импорт медикаментов в Россию в 2015 году упал на 32,7% по сравнению с 2014 годом, до $6,871 млрд, в 2014 году сокращение составило 13,1%. Примерно на сколько же снизился ввоз зарубежных продуктов питания: на 36,4% (до $182,4 млрд) в 2015 году и на 24,9% в 2014–м. Машиностроительных товаров в 2015 году импортировали на 39,4% меньше, а в 2014–м — на 23,7% меньше, чем годом ранее.

Фарма опередила кризис

Производители были вынуждены резко наращивать объемы выпуска товаров, ввоз которых в Россию был ограничен в 2014–2015 годах.
Для некоторых эти ограничения не стали неожиданностью. Например, фармацевтическая промышленность в момент введения санкций уже активно готовилась к замещению иностранных лекарственных препаратов и медицинской техники. В 2010 году была принята федеральная программа поддержки фармпроизводителей "Фарма 2020", которая предусматривает снижение доли импортных лекарств в России с 73 до 50%.
"Фарма 2020" стимулировала предпринимателей развивать российское производство медпрепаратов. А девальвация рубля ускорила реализацию их планов.
Например, лидер в номинации "Модернизация" — компания "Герофарм" строит в петербургской особой экономической зоне на площадке "Нойдорф" в Стрельне научно–исследовательскую лабораторию по разработке новых лекарственных средств. А в фармацевтической промзоне в Пушкине возводит завод по производству лекарств. Запустить производство планируется в январе 2017 года, инвестиции в оба проекта оцениваются в 3 млрд рублей.
Капитальные вложения "Герофарма" за 2014–2015 годы превысили 1,1 млрд рублей. Сопоставимы с ними и затраты фармпредприятия на научные разработки — почти 0,85 млрд рублей за 2 года.
По данным компании, она готовится выпустить на отечественный рынок новое поколение аналоговых инсулинов, которых сегодня российские фармацевтические предприятия не производят.
Фармкомпания "Вертекс", занявшая второе место в нашем рейтинге, энергично модернизирует свое петербургское предприятие и разрабатывает новые лекарства, биологически активные добавки и косметические средства.
"В прошлом году в нашем продуктовом портфеле появилось около 30 новых позиций.
В числе лекарственных новинок 2015 года — препараты для лечения заболеваний в области пульмонологии и оториноларингологии, кардиологии, инфекционных заболеваний, заболеваний предстательной железы и других", — сообщили в "Вертексе". Также вышли на рынок новые косметические продукты и биологически активные добавки в серии для ухода за кожей и волосами, расширилась стоматологическая линейка: зубные пасты, защитные гели и т. д.
Петербургская фабрика Fazer в 2014–2015 годах вложила в открытие новых производственных линий и модернизацию действующих почти 1 млрд рублей.
Компания разработала и внедрила больше 20 наименований продукции, которая принесла ей 7% денежного оборота в 2015 году. Например, в прошлом году появились в продаже новые виды хлеба (без добавления сахара, муки, дрожжей), в 2014–м — мини–пряники с двойными начинками.
Fazer также развивает производство замороженных хлебов и мучных изделий с начинками, ставших популярными в России в последнее время.

Государственный спрос

Предприятия, специализирующиеся на государственных контрактах, также обеспечены сбытом. Особенно отрасли, работающие на Министерство обороны: здесь роль играет необходимость не только заместить зарубежные товары, но и соблюсти секретность. И в этом смысле у отечественных производителей большое преимущество, поясняет главный инженер АО "Ленгидропроект" Борис Юркевич. Иностранные компании, как правило, не допускают к сервису поставленного ими оборудования российских специалистов, а сами занимаются обслуживанием. В таких условиях сложнее обеспечить секретность.
Поэтому ориентированные на госзаказы отечественные предприятия заинтересованы модернизировать и расширять производство. Так, завод "Звезда" за 2 года вложил в модернизацию 62 млн рублей и в НИОКР — свыше 1,36 млрд рублей. "Работы выполнялись в рамках контрактов с Минпромторгом, Минобрнауки, а также по гособоронзаказу", — пояснили на "Звезде".
Холдинг "Силовые машины", имеющий крупные контракты с Росатомом и "Газпромом", обновляет предприятие (капвложения 1,4 млрд рублей за 2 года) и разрабатывает инновационную продукцию (инвестиции в НИОКР 452,5 млн рублей): новые турбины, турбогенераторы, двигатели–генераторы. "Силовые машины" также сотрудничают с автопроизводителями. В частности, для БелАЗа холдинг сейчас разрабатывает тяговый электропривод переменного тока, предназначенный для самосвала грузоподъемностью 450 т, и электропривод переменно–переменного тока для экскаватора "ЭКГ 12М".

Не выдумывать колесо

По тем направлениям, где нет гарантированного сбыта продукции, отечественные предприятия не могут себе позволить инвестиции в научные разработки и обновление производственных мощностей. В итоге они не способны конкурировать с зарубежными производителями, и их отставание от мировых лидеров нарастает.
Например, спрос на приборы учета коммунальных ресурсов в России падает, и местные производители отмечают усиление конкуренции со стороны китайских поставщиков. Азиатские компании продают продукцию по всему миру, поэтому у них огромные обороты, следовательно, цена приборов существенно ниже, чем у российских, которые работают в основном на местный рынок. "Мы не можем просто так заниматься разработками, не имея представления, где они будут внедряться. Нужно четкое задание. А его заказчики предоставлять не готовы", — говорит представитель компании "Термотроник" Даниил Талюкин.
Чтобы предприятие инвестировало в новые разработки, ему нужно обеспечить массовое производство. Но у большинства российских заводов нет гарантированных масштабных заказов, сетует Сергей Хвощ, гендиректор ЗАО "Электронная компания "ЭЛКУС".
Например, по его словам, российская фирма "Интеграл" могла бы выпускать приемопередатчики не хуже, чем германская Holt, и снизить цену с 9 тыс. рублей за штуку до 5 тыс. (аналог от Holt стоит 6 тыс. рублей).
Но для этого "Интегралу" нужны заказы в объеме не меньше чем 30 тыс. передатчиков в год, а отечественные клиенты готовы закупать у него в 10 раз меньше.
Поэтому всерьез вкладываться ни в модернизацию, ни в НИОКР "Интеграл" не может — не за что будет окупить эти инвестиции.
По той же причине не удается сделать более доступным по цене компьютер на базе процессора, созданного российской компанией "Эльбрус". Стоимость российского персонального компьютера — 400 тыс. рублей. Он работает на операционной системе фирмы "Эльбрус", основанной на Linux.
Стремление создавать собственные продукты во всех отраслях промышленности — тупиковый путь, полагают эксперты. "Например, все компоненты электроники у российских производителей иностранные, и нам никогда не догнать мировых лидеров. Нужно разрабатывать отечественные продукты в незанятых нишах, пусть даже и на базе импортных комплектующих", — говорит Юркевич.