Как относятся к Интернету представители различных религий

Автор фото: Мордасов Михаил/ТАСС

Инструмент Шайтана или божий дар - представители различных верований никак не могут прийти к согласию по поводу того, как же все-таки стоит относиться к Интернету. И иногда на стыке глобальной паутины и религии возникают очень странные проекты.

В мире все никак не могут прийти к согласию по поводу того, когда стоит отмечать день рождения Интернета. Например, социальная сеть Facebook предлагала своим пользователям отметить этот великий день на прошлой неделе (23 августа 1991 года был представлен публике стандарт WWW). Кроме того, можно насчитать с десяток дат, так или иначе считающихся днем рождения, создания Всемирной сети или просто Днем Интернета, например 4 апреля (день смерти покровителя сети св. Исидора Севильского), 17 мая (официальное утверждение стандарта WWW) и 29 октября (день, когда было установлено первое соединение между двумя компьютерами). В России таким днем принято считать 30 сентября, а днем рождения Рунета — 7 апреля.
Но, пожалуй, еще больше мнений существует насчет того, чем считать Интернет — божьим даром или порождением зла. И здесь весьма показательно отношение к глобальной паутине представителей различных конфессий, которые никак не могут прийти к согласию в этом вопросе.
Католическая церковь, например, уже к концу девяностых пришла к выводу, что Интернет — сокровищница человеческого знания. Об этом заявил Папа Римский Иоанн Павел II. Он же одним из первых начал активно использовать Всемирную паутину. Католики решили, что "сокровищнице" необходим свой покровитель и из нескольких претендентов выбрали святого Исидора, первого использовавшего в своих трудах систему перекрестных ссылок, которая якобы очень напоминала современные гиперссылки.
Папа Римский Бенедикт XVI хоть и предупреждал о том, что Интернет может таить различные опасности, в целом тоже поддерживал его развитие. В 2011 году понтифик благословил общение в социальных сетях, а год спустя завел и собственный Twitter-аккаунт. Последний после отречения Бенедикта XVI от престола перешел в пользование нового Папы Римского — Франциска. Тот тоже говорил, что с использованием Всемирной паутины сопряжено множество проблем. Например, утверждал новый понтифик, часто Интернет используют для того, чтобы уйти от реальных проблем. Несмотря на это, Франциск неоднократно называл Глобальную сеть даром Божьим, предоставляющим безграничные возможности для человеческого единения и проявления солидарности.
Буддисты тоже к Интернету относятся положительно. Далай-лама XIV двигается в ногу с прогрессом, вовсю осваивая интернет-пространство — у него есть аккаунты не только в Facebook и Twitter, но и в Google+ и даже в Instagram. Все аккаунты живые, там выкладываются  фотографии из путешествий далай-ламы и рассуждения о жизни, собирающие тысячи комментариев и десятки тысяч лайков, и даже иногда устраиваются сеансы ответов на вопросы читателей. Отдельно существуют русскоязычные страницы духовного лидера буддистов — сам он русским языком не владеет, но ведутся они по согласованию с его офисом.

Шайтан в Интернете

А вот отдельные представители ислама, напротив, называли Интернет порождением дьявольских сил. Представители мусульманской общины в Индии, например, высказывались о Всемирной паутине следующим образом: "Существует хадис, что, когда мир приблизится к своему концу, шайтан будет распространять ложь в течение нескольких минут. Мы наблюдаем, как слухи распространяются в Интернете в кратчайшие сроки. Лучше держаться подальше от виртуального мира".
Муфтий Саудовской Аравии шейх Абдул Азиз бен Абдулла призывал всех отказаться от использования Twitter, называя его "сборищем шутов и клоунов", но при этом отстаивал право на использование Facebook. А годом позже муфтий Австралии Ибрагим Абу Мохаммад призвал мусульман не доверять Google и YouTube, заявив, что они "очень опасны и не являются авторитетными источниками по вопросам, касающимся морали и религии". Заодно он заметил, что Интернет помогает распространять тревожную информацию об исламе и дискредитирует религию.

От истины до абсолютного зла

Отношение РПЦ к Глобальной паутине поначалу не слишком отличалось от того, что провозглашали католические коллеги. Патриарх Алексий II крайне позитивно высказывался о возможностях Интернета, например, отмечал, что Сеть играет важнейшую роль в распространении истины. Но в 2009 году с приходом на патриарший престол Кирилла отношение российской церкви к Глобальной паутине сильно изменилось. В том же году новый патриарх назвал увлечение Интернетом и социальными сетями "погружением в королевство кривых зеркал".
"Это порабощение сознания и воли. Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты", — так Кирилл высказывался о происходящем в Сети.
А уже в этом году патриарх рассказал, что каждый пользователь, публикующий информацию в Интернете, "становится в ряды тех, кто может оказать страшное и разрушительное влияние".
Еще интереснее высказывались об особенностях Интернета менее авторитетные представители РПЦ. Например, руководитель издательского совета Русской православной церкви митрополит Калужский и Боровский Климент пару лет назад и вовсе назвал высокоскоростной Интернет распространителем зла. "Главное действие Интернета в том, что он очень быстрый, а значит, все плохое в нем также появляется и распространяется очень быстро. А для создания плохого большого ума не надо", — заверил религиозный деятель.

Раскритиковали и использовали

Православный священник Александр Шумский пошел дальше и сравнил Интернет в его современном виде с информационным ядерным  реактором, который пошел вразнос. По мнению священнослужителя, Всемирная паутина виновата и в растлении общества, и в том, что люди начали забывать русский язык.
Интересно, что, несмотря на ряд резких высказываний в адрес Интернета и социальных сетей, многие священнослужители все же стараются превратить Глобальную паутину в инструмент общения с верующими. Совсем недавно РПЦ запустила два православных канала в мессенджере Telеrgram, а в социальной сети "Вконтакте" давно работает проект "Батюшка онлайн".
На стыке религии и Интернета возникает порой нечто совершенно удивительное. Например, православный клирик Сыктывкарской и Воркутинской епархии Александр Митрофанов ведет собственный канал на Youtube, где выступает в манере стендап и умудряется при помощи котиков объяснить значение поста.