Учредитель "Семейного капитала" дал ответ разгневанным пайщикам кооператива

Автор фото: Коньков Сергей

Учредитель обанкротившегося кооператива "Семейный капитал" Игорь Белоусов встретился с разгневанными пайщиками и признался, что 0,5 млрд рублей на выплату всех паев у него нет. Но пообещал 9 сентября представить план выхода из кризиса.

На встречу в конференц-зале гостиницы "Октябрьская" пайщики начали собираться за полчаса до начала, вскоре пришлось приносить дополнительные стулья. Пришли не меньше 200 человек, в основном пенсионеры.
— Это что, Белоусов стоит с микрофоном? — спросила пожилая дама у соседки.
— Да нет, если бы это был он, мы бы его уже на кусочки разорвали, — ответила та.
Женщины сетовали, что первый раз в жизни отнесли деньги куда-то, кроме государственного банка, и так неудачно.
— Поверила я Белоусову, потому что он военный и так красиво рассказывал о том, что сельское хозяйство надо поднимать, — говорила одна.
— А ведь я даже в МММ не состояла. А тут назло всем это сделала, — добавляла другая.
Пайщики спрашивали друг у друга, кто из них состоит в НПО (некоммерческое потребительское общество) "Семейный капитал", а кто до сих пор в кооперативе, который 17 августа суд объявил банкротом. Многие собравшиеся думали, что в НПО переводят автоматически, а участники НПО уверяли, что на возврат денег надежда есть только у них.
— Я так понимаю, что основной вопрос у всех один: "Где мои деньги и когда их вернут?" - начал выступление Игорь Белоусов. В зале поднялся неодобрительный ропот, который затем практически не стихал: одни люди выкрикивали с места вопросы и обвинения, другие кричали на первых: "Дайте ему сказать!"
Белоусов описал сложившуюся ситуацию с самого начала, рассказав, что 5 лет кооператив работал "копейка в копейку", а затем в 2015 году его "чуть не смыла волна паники".
— Сейчас я большую часть времени провожу в Карелии: там наши с вами активы, в том числе Медвежьегорский молокозавод. Я пытаюсь восстановить структуры, которые мы в прошлом году подорвали: завод давал 50-60 млн рублей в месяц, и эти деньги выплачивали пайщикам. В итоге часть активов — фирму по производству пластиковых карт "Кард экспресс" и завод — мы выжали досуха.
Игорь Белоусов рассказал, что на данный момент пайщики кооператива подали более 3 тыс. заявлений о выходе из числа участников и они требуют вернуть вклады более чем на 500 млн рублей. Он признался, что этих денег у него нет, и предложил собравшимся два выхода: либо распродать и разделить между пайщиками оставшиеся активы (одни только 5 тыс. коров, принадлежащие юрлицам — участникам НПО, по его оценке, стоят 500-600 млн рублей), либо продолжать работать и постепенно выплачивать долги из прибылей предприятий — участников НПО. По данным "Семейного капитала", выплаты, по сути, не прекращались, и с 1 июля 2016 года петербургским участникам НПО выплатили более 19 млн рублей процентов по вкладам и вернули более 105 млн рублей самих вкладов.
Видя отсутствие энтузиазма у пайщиков, он посетовал на их меркантильность: "Вы перепутали банк и кооператив и пришли к нам только потому, что тут проценты выше, — сказал собравшимся Белоусов. — Видимо, идея объединять людей в рамках кооператива потерпела фиаско". Виноват в проблемах КПК, как рассказал его учредитель, Центробанк: "Я не знаю, кому мы перешли дорогу, но после введения временной администрации в КПК мы писали письма и президенту, и Эльвире Набиуллиной, а ответов так и не получили".
Кульминацией встречи стало появление конкурсного управляющего кооператива, назначенного судом Даниила Федичева. Он предложил ответить на вопросы пайщиков кооператива, но Игорь Белоусов отказался уступить микрофон, заявив, что здесь собрались только участники НПО, а все, кто хочет послушать про КПК, могут выйти в коридор. Управляющий некоторое время ждал возможности высказаться, но Белоусов его игнорировал, поднося микрофон по очереди другим желающим задать вопросы.
Уже в коридоре Даниил Федичев сообщил вышедшим вслед за ним пайщикам, что на расчетном счете КПК денег на выплаты вкладчикам нет — там всего несколько миллионов рублей. При этом, рассказывает он, перевод активов и пайщиков в НПО произошел уже после введения временной администрации, а значит, был незаконным, потому что прежнее руководство не имело права управлять кооперативом и кого-либо из него исключать. Сейчас в КПК осталось около 6 тыс. пайщиков. "Сейчас важнее всего то, что у людей по закону есть только 2 месяца — с 27 августа по 27 октября, — когда можно будет подать документы на включение в реестр пайщиков, я вижу, что, к сожалению, не все это понимают", — рассказывает Даниил Федичев. Реквизиты для подачи заявлений ЦБ опубликует 27 августа.
Тем временем основное собрание продолжалось, вопросы от собравшихся поступали без перерыва, и ответов дожидались не все.
— Почему в офисе мы по полдня сидим в очереди, а нам так и не называют конкретных сроков и кормят завтраками?
— Почему магазины закрываются?
Многие пытались рассказать свою историю, но их резко останавливали возгласами: "Да что вы выступаете, мы все здесь точно такие же!" Одна из участниц встала на защиту Белоусова, заявив, что он офицер и настоящий человек, который не побоялся начать поднимать российское сельское хозяйство. Другая дама назвала ее подсадной уткой.
В итоге Игорь Белоусов назвал конкретные сроки и меры по "спасению НПО" — он пообещал 9 сентября представить пайщикам подробный план выхода из кризиса, добавив, что на это понадобится примерно 1,5 года — до конца 2017 года.
Однако назначенное судом управление не верит, что это возможно, считая, что вопрос стоит только о том, получат ли участники КПК хотя бы часть своих вкладов по итогам банкротства.