Владельцы "Мостостроя №6" создали двойника с ограниченной ответственностью

Автор фото: Ковалев Петр
Генеральный директор ОАО "Мостострой №6" Дмитрий Тюрин на открытии нового моста через реку Волхов, на трассе Р-21 "Кола".

ОАО "Мостострой №6", вошедшее в этом году в процедуру банкротства, похоже, планирует вернуться на рынок инфраструктурного строительства. Его владельцы создали одноименное ООО, чтобы вывести на него технику и трудовой коллектив.

По данным СПАРК, ООО "Мостострой №6" было зарегистрировано в ЕГРЮЛ еще 9 декабря 2015 года. А через месяц, 15 января, в Арбитражном суде Московской области началось рассмотрение дела о банкротстве ОАО "Мостострой №6" по иску подрядчика (тоже обанкротившегося) ООО "МВМ" за долг в 59 млн рублей. В марте "Мостострой №6" был признан банкротом, введено конкурсное производство. Конкурсный управляющий компании Дмитрий Филатов пока не стал отвечать на вопросы журналиста "ДП".
"Мостострой №6", контролируемый людьми из команды петербургского миллиардера Игоря Минакова, до 2015 года был одним из крупнейших генподрядчиков комитета по развитию транспортной инфраструктуры Смольного в сфере дорожно-мостового строительства. Портфель заказов компании в лучшие годы достигал 30 млрд рублей, годовой оборот в 2013-2014 годах превышал 12 млрд рублей. Однако в 2015 году компания сорвала сроки исполнения четырех госконтрактов общей стоимостью 10 млрд рублей. Попытки обязать Смольный продлить контракты по суду не увенчались успехом, и "Мостострой N6" начал процедуру ликвидации, означавшую подготовку к банкротству. Компания потеряла все госконтракты, включая строительство нового здания для Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти. Всю первую половину 2016 года госзаказчики искали новых подрядчиков на достройку объектов.
2015 год компания закончила с чистым убытком 4 млрд рублей. Долги "Мостостроя №6", по данным его балансового отчета на 1 января 2016 года, составляли около 7,8 млрд рублей (годом ранее — 11,4 млрд). Из активов были основные средства (750 млн, все в залоге у Сбербанка по кредиту на 1,5 млрд рублей), запасы (1,7 млрд) и дебеторка (2,3 млрд).
По данным судебных актов, в реестр кредиторов на сегодня уже вступили 115 кредиторов с требованиями на общую сумму 5,3 млрд рублей. Крупнейшими являются Сбербанк (обеспеченное залогом требование на 550 млн рублей и два необеспеченных долга на 950 млн и 52 млн рублей, права требования по которым были переуступлены в пользу ООО "СБК Строй"), НИИ Мортеплотехники (262 млн рублей долга и 150 млн неустойки) и некое ООО "Пальмира", предъявившее требование на 3 млрд рублей по кредиту банка "Россия". Саму процедуру контролируют структуры, близкие к бенефициарам должника, так как именно они запустили банкротство по упрощенной схеме (через ликвидацию) и поставили своего конкурсного управляющего. Однако большинство в комитете кредиторов — за структурами банков.
Созданное незадолго до начала банкротства ООО "Мостострой №6" зарегистрировано в бизнес-центре, принадлежащем бывшему гендиректору ОАО "Мостострой №6" Игорю Осипову, и имеет те же виды деятельности по ОКВЭД, что и банкротящееся ОАО: строительство дорог, мостов, зданий и сооружений и т. д. Как заявил источник, близкий к компании-банкроту, никаких "коварных замыслов" в связи с созданием одноименного ООО его бенефициары не имеют. "Ничего, что повлекло бы ущерб интересам кредиторов", — заверил источник.
По словам юристов-банкротчиков, одноименное ООО обычно создается для того, чтобы сохранить раскрученный бренд для отношений с контрагентами. "Иногда на него переводится трудовой коллектив, а затем оно берет в аренду основные средства банкрота и выступает подрядчиком от его лица, — говорит партнер Апелляционного центра Владимир Полуянов. — В крайнем случае оно может купить активы должника с торгов и стать полноправным правопреемником".
Правда, по словам источника, близкого к банкам-участникам комитета кредиторов, имущество должника не будет продаваться с торгов, так как конкурсный управляющий недавно ставил перед комитетом вопрос о замещении активов компании-банкрота. "Но мы сочли это предложение непроработанным и вернули его на доработку", — сообщил собеседник "ДП". Замещение активов — это достаточно редкий в практике банкротств инструмент, когда все активы банкрота вносятся в уставный капитал дочернего акционерного общества, не имеющего долгов, и это общество продолжает ту же деятельность, которую вел правопредшественник до разорения. Акции новой "дочки" могут быть проданы с торгов — как единым лотом, так и небольшими пакетами. "В этой ситуации новое ООО "Мостострой №6" может как выступить покупателем всех акций, так и использовать основные средства банкрота во время процедуры, пока они не будут выведены за ее периметр", — полагает Владимир Полуянов.  
В любом случае не исключено, что к концу декабря 2016 года компания вернется на рынок инфраструктурных госзаказов Петербурга (как известно, в Смольном любят проводить массовые торги перед самым Новым годом, распределяя заказы на миллиарды рублей под бой курантов).