В Петербурге бизнесмен придумал, как монетизировать традицию кормления бродячих кошек

Автор фото: Архив Александра Крючкова

Владелец компании по ремонту телефонов "Профи-сервис" Александр Крючков придумал, как монетизировать петербургскую традицию кормления бродячих кошек. Он предлагает наладить связь между активистами этого движения, зоомагазинами и ветклиниками, что поможет последним увеличить выручку.

Владелец компании по ремонту телефонов "Профи-сервис" Александр Крючков создал общественную организацию защиты животных "Зверополис" и придумал, как систематизировать процесс кормления бездомных кошек.
По задумке предпринимателя, к движению нужно привлечь примерно 1 тыс. активистов, которые сейчас есть почти в каждом петербургском дворе. Волонтеры, которые сейчас покупают корм для кошек за свой счет, получат возможность приобретать его по сниженным ценам в магазинах — партнерах проекта. О скидках на корм, а также на лечение и стерилизацию бездомных животных Александр уже договаривается с зоомагазинами и ветеринарными клиниками — работа с активистами поможет им увеличить загрузку.
Однако основная идея, поясняет предприниматель, — не просто накормить животных, а сподвигнуть людей цивилизованно решать этот вопрос, следить за здоровьем и численностью животных.
Активисты движения получат от "Зверополиса" членские карты и ящики, закрытые на ключ, — "кэтбоксы" — в них будут хранить корм и миски. На запуск проекта — внедрение членских карт, первых кэтбоксов и запуск сайта — предприниматель потратит 250 тыс. рублей собственных средств. По плану таких ящиков в городе может быть несколько тысяч (по одному примерно на пять домов), и они станут средством размещения рекламы клиник и зоомагазинов, которые станут партнерами "Зверополиса".
Сейчас в Петербурге, по разным оценкам, 10-14 тыс. бездомных кошек, собак — чуть меньше. Приютов для животных чуть больше десятка, среди них "Ржевка", "Красное Село", "Островок надежды" и др. Но их возможности ограничены, и большинство бездомных кошек и собак по-прежнему обитают на улице.  
Установки для кормления домашних животных работают во многих странах, один из самых известных примеров — проект фирмы по переработке пластиковой тары Pugedon. Компания за свой счет установила в Стамбуле несколько автоматов, напоминающих вендинговые. Лотки в этих автоматах наполняются кормом, если в урну в верхней части автомата бросают пластиковый мусор. Переработка пластика покрывает затраты на корм, а заряжается автомат от солнечных батарей. Но для России, уверен Александр Крючков, нужна другая система, поэтому его ящики закрываются на замок. "Иначе их быстро разберут на технические узлы и приспособят для дома и дачи, — уверен он. — К тому же наша основная идея — заставить людей контролировать численность кошек, а значит, участвовать в их жизни, автоматические кормушки к этому подвести не могут".
Предприниматели отмечают, что благотворительность — не только доброе дело, но и потенциально полезное для бизнеса. "Особенно когда благотворительная деятельность позволяет получить налоговые льготы, как, например, в ряде штатов США, — говорит Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо-Банка. — Однако в большинстве случаев благотворительность — это все же создание репутации компании, которая впоследствии позволяет добиться лояльности от клиентов и контрагентов. Случай с поддержкой бездомных животных, скорее всего, поможет созданию позитивного образа будущего бизнеса".
Бездомным животным бизнес тоже помогает. Например, у ветеринарной клиники им. Айвена Филлмора есть целый отдел по отлову безнадзорных животных: в рамках городской программы по стерилизации и чипированию бездомных кошек и собак в клинике бесплатно стерилизуют и отпускают обратно в город. А учредитель Музея кошки и "Республики кошек" Анна Кондратьева участвует в разработке инициатив местной власти — например, памяток по содержанию дворовых кошек от жилищного комитета и управления ветеринарии Петербурга.