Вячеслава Володина ждут в кресле спикера Госдумы

Автор фото: М.Метцель/ТАСС

В Госдуме ожидается замена — в кресле спикера ждут появления Вячеслава Володина вместо Сергея Нарышкина. Подобные горизонтальные перемещения часто бывают следствием не хитроумных планов, а принципа пристраивания кадров.

Госдуме собираются сменить спикера — ожидается, что Вячеслав Володин придет на смену Сергею Нарышкину. Об этом, в общем, заговорили немедленно после того, как премьер-министр и лидер "Единой России" Дмитрий Медведев довольно неожиданно отправил Вячеслава Володина на выборы в Госдуму, сейчас.
Тогда, правда, Володин заявил, что не собирается менять Кремль на парламент, но в таких случаях людей не сильно и спрашивают. Сейчас он уже не дает таких уверенных ответов — мол, как президент решит, так и будет. Сомнения в том, что заместитель главы администрации президента выйдет из предвыборного отпуска, укрепились после того, как сменился его шеф — место Сергея Иванова занял Антон Вайно, тоже, как и Володин, заместитель главы АП. Вячеслав Володин был (то есть пока еще остается) первым заместителем, а идти в подчинение к бывшим менее статусным коллегам у чиновников высшего ранга не принято.
Уход Сергея Нарышкина подтверждается готовящимся, по данным "Ведомостей", уходом начальника аппарата Госдумы Джахан Поллыевой, которая-де уже "собрала чемоданы". Вся эта цепочка может быть продиктована простым принципом пристраивания людей — в России нередко людей передвигают не потому, что хотят кого-то куда продвинуть, а потому, что, наоборот, кого-то откуда-то хотят убрать, а потом смотрят, кем заткнуть брешь и куда бы пристроить только что уволенного, если он еще может пригодиться.
В данном случае передвижение можно назвать уже традицией — ведь и Сергей Нарышкин был до спикерства главой АП. Вероятно, считается полезным, когда тот, кто организовывал выборы, и идет потом руководить депутатами.
Владимир Путин на протяжении нескольких месяцев довольно активно тасует кадры, но пока все замены выглядят не связанными какой-то общей системой. Проявилась лишь тенденция к продвижению путинских адъютантов и охранников, но нельзя сказать, что это обозначает что-то помимо исчерпания резервов, да и не поголовно все-таки охранники становятся губернаторами.
Если все эти перестановки что-то и доказывают, так это отсутствие реально независимых друг от друга властных институтов в России. О губернаторах ли идет речь, вроде бы избираемых, или о спикере Госдумы, тоже вроде бы избираемом, все равно оказывается, что избрать себе руководителя на самом деле нельзя; есть только некая общая масса "партии власти", сообщество приближенных людей, которые время от времени меняются местами в рамках этого сообщества по воле президента. Из кресла спикера Госдумы или главы правительства человек может переместиться в Службу внешней разведки, из администрации президента — в спикеры или министры образования, из ФСО в главы регионов и так далее. Никакой разницы между любыми ведомствами, по-видимому, не делается вообще.
Вячеслав Володин будет олицетворять новую Думу, с одномандатниками и, может быть, какими-то новыми партиями, и наверняка он будет чуть более самостоятелен, нежели предшественник — ведь вес его будет превосходить вес Антона Вайно. Но новизна иллюзорна: цели и задачи Госдумы не изменятся, как они не менялись при Борисе Грызлове и Сергее Нарышкине.
Если и впрямь новый созыв Госдумы должен будет менять Конституцию, чего ждут многие эксперты, то Володин справится с этой работой не хуже и не лучше, чем Нарышкин, и нельзя, конечно, будет сказать — при Володине, мол, поменяли Конституцию, а вот при Нарышкине этого не могли сделать.