Смольный заключил первые соглашения о строительстве дорог за счет застройщиков

Автор фото: Ермохин Сергей
Глава КРТИ Сергей Харлашкин включился в процесс экономии средств бюджета.

Смольный вслед за властями Ленобласти возложит на девелоперов строительство дорог к новым жилым районам. Соглашения с городом уже подписали компании "Лидер Групп" и "Леннорд", на очереди "Группа ЛСР" и другие девелоперы.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) заключил первые соглашения о строительстве дорожной инфраструктуры за счет застройщиков почти на 450 млн рублей. Проект типового соглашения в комитете разработали весной.
В КРТИ отмечают, что соглашения заключаются с инвесторами, которые сами выразили инициативу построить дорогу к своему жилому комплексу. Внутриквартальные проезды застройщики уже давно строят за свой счет. На деле строительство дорог наряду с возведением школ и детских садов становится очередным обременением для строителей, без которого порой невозможно согласовать проект.

Два пионера

Первые соглашения КРТИ заключил с "Лидер Групп" и УК "Леннорд". "Лидер Групп" планирует построить около 1 млн м2 в Шушарах. Этот проект был одобрен Смольным после того, как девелопер согласился взять на себя дороги и социнфраструктуру. В КРТИ рассказали, что застройщик за свой счет возведет Пушкинскую ул. от Новгородского пр. до Витебского пр. — эти работы, по данным комитета, обойдутся в 320 млн рублей. Кроме того, планируется заключить соглашение с "Лидер Групп" по возведению Шушарской дороги. Девелопер будет оплачивать строительство, спроектируют дороги за счет бюджета.
Еще одно соглашение подписано с УК "Леннорд". Компания спроектирует и построит первую очередь Заречной ул. от ул. Михаила Дудина до Ольгинской дороги, это откроет выезд с Парнаса на Выборгское шоссе.
"Леннорд" здесь планирует построить 28,5 тыс. м2 жилья. "Градплан и разрешение на строительство получим после подписания инвестсоглашения с КРТИ", — говорит гендиректор УК "Леннорд" Александр Бодунов. Соглашение с КРТИ компания подписала 10 июня. Оно вступит в силу после одобрения комитетом имущественных отношений (КИО). Но документы пока находятся в КРТИ, в комитете отметили, что отправят их в КИО "в ближайшее время".

Дальше — больше

На очереди подписание соглашения с "Группой ЛСР", рассказали в КРТИ. Речь идет о пробивке проезда от ул. Антонова–Овсеенко до Октябрьской наб. Проезд пройдет по границе квартала, где девелопер возведет 800 тыс. м2 жилья. Соглашение пока не подписано, идут переговоры. В "Группе ЛСР" отказались комментировать эту тему.
В этом же квартале жилой комплекс площадью 178,5 тыс. м2 построит AAG. В компании уже заявили, что спроектируют параллельную дорогу — продолжение ул. Дыбенко до Октябрьской наб., и частично построят этот проезд, но соглашение еще не подписано.
"Участие девелоперов в создании социальной и дорожной инфраструктуры в нынешних условиях неизбежно. Но эта нагрузка приводит к увеличению себестоимости строительства и снижению маржинальности проектов и, как следствие, к потере доходов от налогов", — говорит гендиректор холдинга AAG Александр Завьялов, добавляя, что пока это не отражается на стоимости квадратного метра, так как платежеспособность спроса не высока, но в перспективе это произойдет.

Знать границы

Ранее Смольный привлекал застройщиков к проектированию дорог. Например, "ЮИТ Санкт–Петербург" профинансировал проектирование участка Суздальского шоссе. Кроме того, дороги строились по схеме государственно–частного партнерства, то есть с дальнейшим выкупом, например, компанией "Главстрой–СПб". В то же время в Ленобласти застройщики уже активно строят дороги за свой счет.
По словам председателя совета директоров "Лидер Групп" Александра Рассудова, это уже стало обычной практикой в обоих регионах: "Если это масштабная застройка — на вас дороги повесят однозначно, нет сомнений".
Арсений Васильев , гендиректор ГК "УНИСТО Петросталь" (построила дорогу в Ленобласти за 50 млн рублей), уверен, что все должно иметь свои границы.
"Девелоперы могут развивать внутриквартальную сеть, но ни при каких обстоятельствах не смогут взять на себя затраты на строительство многомиллиардных дорожных проектов, — отмечает он. — Застройщикам приходится принимать правила игры. Эти затраты в конечном итоге сказываются на цене квадратного метра".
По словам руководителя службы по работе с государственными органами "СПб Реновация" Дмитрия Михалева, на территориях, которые не имеют обременений, застройщик может без значительного ущерба экономике проекта участвовать в строительстве дорог. "Но, учитывая прочую нагрузку по строительству школ и детсадов, введение дополнительных обязательств должно проходить очень аккуратно", — добавляет он.