Рецензия на фильм "Диггеры"

Обозреватель Андрей Архангельский посмотрел фильм "Диггеры" и решил, что по крайней мере финал этого отечественного ужастика много чего скажет социальным психологам. Всем остальным стоит подумать, прежде чем купить билет.

Фильм "Диггеры" претендует на то, чтобы называться самым странным русским кинопроектом года, — и дело вовсе не в качестве актерской игры или сценария. Такое ощущение, что сценарий писался по ходу фильма. Это вовсе не грех, но в нашем случае это дало не столько художественный результат, сколько психологический: благодаря этой "спонтанности" нам становится понятно, что у самих авторов в голове. Дело происходит в Москве в наше время: поезд метро не остановился на конечной станции, а проследовал дальше — вместе с пассажирами. И пропал. Легко понять, из чего родился этот сюжет: из детского фольклора про черную руку, которая по ходу превращается в черного машиниста или черный поезд. Но из фильма словно бы вынули положенную по законам жанра медийную часть, когда нам показывают, как ищут пожарные, ищет полиция, президент делает заявление, все на ушах. А уже после того, как государство оказалось бессильно, герои обычно сами отправляются на поиски пропавших.
В российском кино, созданном на бюджетные деньги (то есть в 99% случаях), невозможно представить, что государство в чем-то оказалось бессильно — вероятно, медийная часть в фильме отсутствует по этой причине. С другой стороны, фильм короткий — всего 1 час 19 минут, и, возможно, авторы просто сэкономили. Но в результате получился непредсказуемый эффект: пропали люди, целый поезд с пассажирами, а герои сразу, минуя официальные органы, обращаются за помощью к диггеру. Главная идея российского фильма-катастрофы "Метро" (2013) была в том, что самим, без помощи государства, людям не спастись. А тут наоборот: государства нет вовсе. Что, конечно, усиливает атмосферу фильма-ужаса, но в несколько другом смысле.
Сценаристам нужно отдать должное: краткость — их конек. По дороге диггер рассказывает байки в духе Хармса. "Однажды брат мой взял сынишку, метро под землей показать, пройтись от станции к станции… — И что с ним случилось? — И все. Помер". Но самое удивительное — финал. Вообще-то подобные фильмы — это всегда о том, насколько общество способно в критической ситуации договариваться, помогать друг другу. И пусть к концу в живых остается двое или трое (на то и "ужасы"), все равно общество побеждает, добро побеждает зло: таков пафос почти любого подобного фильма. Здесь финал обескураживающий. Во-первых, всех съели (невразумительный монстр, напоминающий всех монстров сразу). А те, которых не съел монстр, сами поубивали друг друга — по сути, случайно. А единственная героиня, которая осталась в живых, отказывается выходить наружу и принимает волевое решение — самой превратиться в монстра.
Этот финал нужно особенно внимательно изучить социальным психологам. Авторы невольно транслируют нам собственную картину мира, а ее иначе как катастрофической не назовешь. В их представлении наше общество не только не хочет спасаться, но напротив — не прочь само превратиться в монстра. В самый напряженный момент девушка говорит парню: "Нет, Рома. Я тебя не люблю. Не надо ничем жертвовать" — то есть любовь не спасает. Может быть, авторы хотели сказать, что монстры — это мы сами, друг для друга? Но сказали они в результате нечто совсем другое, что не имеет большой художественной ценности, но в социологическом смысле — как свидетельство о состоянии нынешнего общества — бесценно.