Как Владимир Путин появлялся на предвыборных плакатах и исчезал с них

Автор фото: Коммерсант

Единороссы собираются агитировать россиян при помощи цитат Владимира Путина. Его изображения при этом не появятся. За 16 лет президент прошел путь от полного отрицания саморекламирования до наслаждения этим процессом и сейчас, видимо, возвращается в фазис скромности.

В предвыборной агитации "Единой России" президент Владимир Путин все-таки появится — но не в виде собственных изображений, а в виде цитат. Штаб партии власти решил, что цитат будет 12, символическое число. Фотографии людей, не являющихся кандидатами, с недавнего времени использовать в агитации запрещено, а никого другого у единороссов нет — лидер партии Дмитрий Медведев ярок и прямодушен, но использовать это для привлечения избирателей никак нельзя.
Список цитат одновременно попал в "Ведомости", РБК и "Газету.ру". Высказывания подобраны явно по принципу осторожности и обезличенности. "Мы должны сделать все возможное, чтобы люди старшего возраста были здоровы, чувствовали себя комфортно, чтобы выход на пенсию не снижал их социальный статус"; "У нас очень интересные, целеустремленные дети и молодежь. Мы должны сделать все, чтобы у ребят были равные возможности для успешного жизненного старта"; "Мы все нуждаемся в успехах малого бизнеса: и сам малый бизнес нуждается в них, и страна нуждается"; "Без достойной зарплаты не повысить престиж учителя, этой профессии, важнейшей в любом обществе" и так далее.
Понятно — никто никому ничего не обещает. В случае чего предъявить будет нечего: в любом случае ответят — мол, сделали все, что могли. В переложении с дипломатического языка цитаты говорят: "Мы посмотрим, что можно для вас сделать, и перезвоним". Это, в общем, даже объяснимо, ведь Владимир Путин действительно кандидатом не является, а впрямую приплетать его к предвыборным обещаниям единороссы опасаются. Но ясно дают понять, что сами, если что, не виноваты — партия всего лишь следует за президентом.
Владимир Путин в разное время по-разному относился к использованию своего образа в наглядной агитации. Президентская кампания 2000 года была для Путина  единственной, когда ему нужно было в чем-то убеждать россиян. Впрочем, уставшие от Бориса Ельцина избиратели и так были уже размякшие. Путинский штаб построил агитацию на контрасте — плакаты были демонстративно простые и деловитые. Вместо традиционных крупных портретов в нарочитых позах лишь одинаковая маленькая черно-белая фотография наподобие старых открыток с киноактерами и абсолютный минимум графических элементов. Вместо коротких слоганов несколько абзацев из программы — такой же сухой и деловитой. При едином оформлении агитматериалы обращались к разным группам россиян; одни листовки — к предпринимателям, другие — к молодежи, третьи играли на чувствах патриотов. Этот принцип Владимир Путин не раз использовал и в дальнейшем.
На ближайших же выборах в Госдуму 2003 года Владимир Путин оказался тесно связан с едва народившейся "Единой Россией". Сейчас в числе прочих партия будет приводить и его цитату о том, что "Единая Россия" стала "точкой сборки страны", но тогда базовой стала одна краткая цитата — о том, что "Мы должны сделать Россию единой, сильной". Единороссы постарались сделать свои материалы похожими на президентские — минимум фото, максимум текста. Но открыто позиционируясь как партия президента, фотографии его все-таки не использовали, пиарили лишь лидеров партии Бориса Грызлова и Сергея Шойгу. Даже имя старались всуе не называть, ограничиваясь призывами типа "Голосуй за президента и "Единую Россию".
Идея президента как всеобщей объединяющей силы уже была принята, но еще не была персонифицирована в полной мере. "Уверен, что действующему главе государства не следует заниматься собственной рекламой", — объяснил Путин в феврале 2004 года.
Через несколько месяцев Владимиру Путину предстояло переизбираться на второй срок. Условия были для него весьма комфортными, и действующий президент вообще отказался как от поддержки "Единой России" — пошел самовыдвиженцем, — так и от печатной агитации. Вместо этого Путин по полной программе использовал телевидение — центральные каналы на всю страну демонстрировали каждый шаг кандидата: встречу с доверенными лицами, посещение подводной лодки и так далее.
В 2007 году Владимир Путин возглавил "Единую Россию". К этому момент он уже превратился в самодостаточный символ, кроме того, ему предстояло сдать пост Дмитрию Медведеву, так что пришлось все-таки прибегнуть к агитации. Единороссы получили наконец формальный повод использовать образ президента и так, по-видимому, обрадовались, что строгие многословные листовки прошлых лет оказались забыты. Не было и цитат. Все заменил слоган "План Путина — победа России". В чем заключался этот план, никто сказать был не в состоянии, плакаты были яркими, но совершенно безликими. В Петербурге вдобавок были и плакаты со слоганом "Выбери Петербург Путина".
Но фотографии президента на плакатах по-прежнему встречались редко. Путин явно продолжал скептически относиться к такому виду агитации. На выборах президента-2008 на весь Петербург было всего два плаката с Путиным и Медведевым — зато очень больших.
Вдохновленные результатом — а в 2007 году партия власти получила конституционное большинство в Госдуме, — единороссы развили идею на следующих выборах 2011 года. Подход начала 2000-х оказался окончательно сдан в архив, новая концепция стала называться "партия реальных дел", а на плакатах утвердились слоганы типа "Создаем/Сохраняем/Строим для жизни, для людей", "Обещают все, мы делаем", "Будущее за нами". Владимир Путин стал полноправным участником агиткампании. Уже не маленькие фотографии, а гигантские изображения под лозунгом "Вместе победим" стали украшать фасады домов.
Но у Владимира Путина появилась и своя собственная кампания, где он занялся ровно тем, чем не должен был заниматься согласно мысли 2004 года, то есть рекламированием себя. Глава государства создал Общероссийский народный фронт, и на мгновенно заполонивших улицы плакатах нового движения красовалось суровое лицо президента в сопровождении какой-нибудь собственной цитаты или призыва. Например, "Нигде в мире нет таких богатств и таких сильных духом людей, как в России". Квинтэссенцией же всей кампании было удивительное в своей простоте утверждение "Если ты за Путина, значит, ты за фронт!".
За 16 лет Владимир Путин далеко ушел от собственных представлений о предвыборной кампании. Многократное повторение одних и тех же тезисов (а путинская программа 2000 года и сейчас читается удивительно свежо) было признано нецелесообразным; в то же время президент, по-видимому, смирился с собственной ролью в государстве.
В настоящий момент "Единая Россия" опять не собирается использовать на выборах лицо президента, но прибегнет к цитированию. Владимир Путин, очевидно, снова перешел в фазис скромности, однако отвязаться от партии не способен.