Правила контроля

Системе саморегулирования в строительстве, несмотря на ее недостатки, пророчат светлое будущее. Важную роль в этом сыграли поправки в законы, которые поменяют жизнь СРО.

Этот год стал для системы саморегулирования одним из самых важных в истории — бизнес, национальные объединения и профильные министерства приняли поправки в действующее законодательство, которые должны привести в порядок систему. Мнения по поводу этого документа расходятся, но и участники рынка, и представители власти едины в одном — саморегулирование должно работать эффективнее.
"За последние несколько лет система саморегулирования утратила свое значение, которое ей придавалось, когда она только появлялась в России. Именно поэтому данная тема стала серьезно обсуждаться руководством страны, вплоть до президента. За последние месяцы был принят ряд кардинальных решений", — говорит Виктория Цытрина, директор юридического департамента группы компаний "Эталон". По ее словам, в 2016–2017 годах система должна быть приведена в соответствие с теми целями, ради которых она создавалась, а именно: повышение качества выполнения строительных работ в целом и допуск до строительного рынка организаций, отвечающих необходимым требованиям.

Важные изменения

Новый закон 372–ФЗ имеет ряд ключевых для саморегулирования пунктов. Первый из них — появление компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. Причем средства обоих компенсационных фондов будут размещаться на счетах в уполномоченных банках. Дело в том, что сейчас многие СРО потеряли огромные деньги из–за отзыва лицензий у банков и рассчитывать на их возвращение не приходится, так как СРО являются получателями третьей очереди. По разным оценкам, сейчас в таких проблемных банках зависли не менее 25 млрд рублей из 97 млрд, собранных СРО. "Одной из главных его новелл стало требование перевести деньги компенсационных фондов на счета уполномоченных банков. Здесь надо понимать, что далеко не все СРО пойдут на это — ведь многие коммерческие СРО до сих пор используют деньги компфондов как свои "карманные" и расставаться с ними не станут. Поэтому часть СРО будет отсеяна", — отметил координатор ассоциации "Национальное объединение строителей" по Петербургу и генеральный директор ассоциации "Объединение строителей Санкт–Петербурга" Алексей Белоусов.
Кроме того, в системе появляется региональный принцип формирования СРО — в них могут входить только те компании, которые зарегистрированы на территории того же региона, что и сама СРО. Сегодня в Петербурге из 17 тыс. компаний, входящих в строительные саморегулируемые организации, только 10 тыс. имеют городскую регистрацию. "Что касается заложенного в законе принципа регионализации саморегулируемых организаций, мы получили две модели: модель СРО проектировщиков и изыскателей с межрегиональным саморегулированием и модель строительных СРО с региональным принципом. Какой из них лучше — время покажет. На мой взгляд, межрегиональные СРО, грамотно и правильно осуществляющие свою работу, давно доказали свою эффективность и право на этот статус. Но при этом существует проблема коммерциализации СРО, и регионализация как раз направлена на изменение этой негативной ситуации", — рассуждает Антон Мороз, член совета НОСТРОЙ от Петербурга, член совета НОПРИЗ от СЗФО.
Еще одним важным моментом станет то, что отныне в СРО будут обязаны состоять только те компании, которые выполняют функции генподрядчика и работают по госзаказу.
Такое изменение, по словам экспертов, также приведет к сокращению числа строительных компаний в СРО.

Зачем нам СРО

По словам Антона Мороза, само по себе саморегулирование — это основной плюс: какие бы жесткие рамки ни существовали, все равно определенная часть функционала осуществляется саморегулируемыми организациями именно с позиции общественного саморегулирования. "Если же оно перейдет на новый уровень и будет в полном объеме осуществлять свои функции и, возможно, дополнительные функции, о которых мы говорили выше, то можно будет сказать, что профессиональное сообщество регулирует строительную отрасль. Когда профессионалы контролируют свою отрасль, то отрасль начинает развиваться более динамично", — уверен он.
Система саморегулирования как таковая нужна отчасти для того, чтобы избавить государство от избыточных функций регулирования. "Такие системы работают во многих европейских странах — бизнес–сообщество само решает, какие стандарты вводить, какие компании пускать на рынок и прочее. Это совершенно нормальное явление в сегодняшнем мире", — добавил Алексей Белоусов.
При этом игроки рынка особо подчеркивают, что основным плюсом системы саморегулирования должно быть осложнение доступа к строительному рынку недобросовестных компаний и организаций.

Чего ждать

"На наш взгляд, следует очистить систему от коммерческих "фиктивных" СРО, которые продают допуски к работам с нарушениями законодательства, преследуя цели, никак не связанные с обеспечением качества и безопасности выполняемых работ", — уверена Виктория Цытрина.
Безусловно, как и любая другая система, саморегулирование формируется непросто. "К сожалению, даже с вступлением в силу нового закона останутся недобросовестные компании — его текст довольно рыхлый, поэтому некоторые СРО уже ищут лазейки и, скорее всего, их найдут, — считает Алексей Белоусов. — Однако если бы все следовали четко нормам закона, то система действовала бы успешно".
По его словам, национальные объединения должны уделить особое внимание разработке стандартов, это одна из важнейших задач на сегодняшний день. В отрасли должны существовать минимальные квалификационные требования. Работа над ними ведется и сейчас, но бизнес рассчитывает, что она станет еще более активной в ближайшее время.
"Я думаю, что отмены саморегулирования не будет, потому что, во–первых, существует разработанная государственная концепция развития саморегулирования, значит, правительство России занимается развитием этой системы", — уверен Антон Мороз.
Он отмечает, что база, которая сегодня существует, уже на порядок выше той базы, которая существовала при лицензировании. "И если мы будем ее развивать, то это приведет к тому, что строительным комплексом будут управлять профессионалы как со стороны министерства, так и со стороны общественности. Тогда будет создана совместная система управления, которая выведет стройкомплекс на новый этап развития", — резюмировал Антон Мороз.