Реджеп Эрдоган пригрозил банкам обвинениями в госизмене

Автор фото: globallookpress.com

Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что нежелание банков снижать ставки по ипотеке может быть расценено как госизмена. Это преступление в каждой стране трактуют по-своему, но тоталитарным режимам свойственны широкие формулировки и суровые наказания за него.

Президент Турции Реджеп Эрдоган пригрозил банкам, что нежелание снижать ставки по ипотечным кредитам будет рассматриваться им как госизмена. Он также пояснил, что, если банки будут негативно реагировать в плане кредитов и процентных ставок, они будут привлечены к ответственности. Ранее Эрдоган уже заявлял, что наказанием за государственную измену может стать смертная казнь.
В госизмене уже были обвинены причастные к попытке переворота военные, а ранее в том же преступлении были обвинены несколько турецких журналистов. Кроме того, буквально на днях в государственной измене заподозрили более 60 учащихся военных школ. Попытка государственного переворота теоретически дает турецким властям возможность расширить понятие государственной измены – в нынешних условиях многие наверняка это поддержат.
В каждой стране понятие государственной измены трактуется по-своему. Да и наказания за это преступление совершенно разные – от денежных штрафов до пожизненных заключений и смертной казни. Например, в современной Великобритании госизмена подразумевает под собой покушение на королевскую особу, а в Финляндии государственной изменой в мирное время могут считаться попытки свергнуть президента или парламент или помешать им выполнять свои обязанности.
В Швеции в 2001 году четырех подростков, кинувших в короля тортом, посчитали государственными изменниками, правда, наказание их ждало не слишком суровое: напавших на монарха приговорили к штрафам, эквивалентным доходам за 80 и 100 дней работы.

Измена в широком смысле слова

Но в странах с тоталитарным режимом истории о государственной измене редко имеют столь же комичный подтекст. Понятия преступления против власти и государства в этих странах сильно размыты, а наказания чрезмерно суровы. В Северной Корее не так давно задремавшего во время военного совещания с Ким Чен Ыном министра казнили по обвинению в госизмене. 3 года назад в этом же преступлении был также обвинен дядя Ким Чен Ына, считавшийся едва ли не вторым человеком в государстве. Он также был приговорен к смертной казни. А в мае этого года южнокорейские СМИ сообщили, что КНДР может приравнять к госизмене обычные телефонные звонки. Наличие столь сурового соседа заставляет и саму Южную Корею не менее щепетильно относиться к вопросам государственной измены. Так, в декабре 2015 года там обвинили в госизмене нескольких медицинских работников, подозреваемых в пропаганде в пользу КНДР.
В Непале в прошлом году изменниками родины посчитали спортсменов, участвовавших в договорных матчах. Действия пятерых спортсменов были квалифицированы как "угрожающие суверенитету, целостности или национальному единству Непала".
Обвинять банки в измене родине в России пока не посчитали нужным, но в 2012-м статья 275 УК РФ ("Государственная измена") была существенно расширена. Госизменой с этого момента также предписывалось считать оказание финансовой, материально-технической, консультационной и иной помощи иностранному государству, международной или иностранной организации, направленной против безопасности Российской Федерации. Наказание за государственную измену предусматривает от 12 до 20 лет лишения свободы.
Размытая формулировка дала о себе знать несколько лет спустя, когда под подозрение в государственной измене попала домохозяйка из Свердловской области Светлана Давыдова. Жительница Вязьмы в маршрутке услышала, как военнослужащий рассказывал, что его и сослуживцев срочно отправляют в Москву, а оттуда дальше в командировку. Она тут же связала услышанное с конфликтом на Востоке Украины и, решив, что военных отправляют именно туда, позвонила в посольство Украины и сообщила об этом. В январе 2015 года Светлана Давыдова была арестована, а позже помещена в СИЗО Лефортово. Дело Давыдовой вызвало огромный резонанс, уже было заговорили о повторении сталинских репрессий, но менее месяца спустя жительницу Вязьмы отпустили, а затем сняли с нее все обвинения. В апреле Генпрокуратура даже принесла Светлане Давыдовой извинения. Но, конечно, в госизмене обвиняли не только домохозяйку из Вязьмы. Например, такие обвинения были выдвинуты против авиадиспетчера из Сочи и бывшего сотрудника РПЦ.

Предательская взятка

Были в России и попытки сделать понятие "госизмена" еще шире. Например, приравнять коррупционеров к изменникам родины собираются едва ли не каждый год. Глава партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов еще в 2007 году предлагал уравнять эти понятия. В 2012 году Ирина Яровая предложила пополнить раздел уголовного кодекса, озаглавленный "Преступления против государственной власти" главой "Коррупционные преступления". А год спустя справоросс Игорь Зотов подготовил законопроект, согласно которому получение или дача взятки должностным лицом в сфере оборонной промышленности должна приравниваться к госизмене.
В 2014 году эта идея показалась удачной и Дмитрию Рогозину. В нынешнем году с уже неоригинальной идеей приравнять взяточников к изменникам родины выступил и член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Николай Ковалев. Если от настойчиво предлагаемой инициативы больше не удастся отмахиваться, то количество государственных изменников сможет сильно возрасти. В 2015 году за действия, классифицированные как "коррупция". в России были осуждены около 10 тыс. человек, а за государственную измену, шпионаж и разглашение государственной тайны суммарно в том же 2015 году в России были осуждены всего 28 человек.