Что изменилось после вступления в силу профстандартов

Сооснователь портала EventHeads.ru Данил Коновалов о том, что изменилось после вступления в силу профстандартов.

Уже месяц, как вступили в силу поправки в Трудовой кодекс о профстандартах. Основная их цель, по мнению законотворцев, — помочь работодателю подобрать подходящий штат — не по описанию навыков, а по разряду, установленному в Едином квалификационном справочнике. Теперь вакансии в нашей, кейтеринговой сфере будут выглядеть так: нужен не "шеф–повар на свадебный банкет" и "два помощника повара для корпоратива", а "требуется повар 6–го разряда" и "два повара 3–го разряда".
Однако пока в вопросах обязательности применения стандартов адова путаница. Вроде закон вступил в силу, уже можно ожидать штрафов за его неприменение, но в Интернете уверяют, что все это необязательно. Сам Минтруд пишет, мол, правила коснутся только новых работников. Способов оценки квалификации пока тоже нет — бизнес просто не понимает, что делать.
Если действительно начать "оценивать" своих сотрудников, затраты будут немаленькие. Например, в моей организации два официанта и три повара. Изменения в трудовой договор для них и новые приказы о назначении будут стоить около 5 тыс. рублей на человека, внесение изменений в штатные расписания — 7–10 тыс. рублей. Само обучение — пока неясно, но, думаю, сумма 20 тыс. рублей на человека близка к реальности. Все вместе, если поторгуюсь, все равно обойдется мне больше чем в 135 тыс. рублей. Положение моей компании примерно среднее по рынку, и эта сумма — прибыль за полтора "хлебных" месяца или за 2 месяца межсезонья.
Конечно, как это у нас принято, сразу появятся фирмы и предложения вроде "санкнижка легально за 20 минут", "оформим за вас документы" и так далее. Но, я думаю, бизнес пойдет по пути оптимизации — мне, как и многим моим коллегам в секторе общепита, например, ничего не стоит полностью перейти на аутсорсинг. Например, для крупного заказа я нанимаю 10 поваров на смену. А некоторые мои коллеги уже сейчас работают только по проектному принципу и подбирают персонал для конкретного проекта. Соответственно, их работники — это не сотрудники организации, трудовые отношения с ними не устанавливаются.
Это, конечно, крайняя мера. Но, думаю, многие профессии перейдут на принцип работы, по которому сейчас живут бухгалтеры: повара и официанты будут "вести" сразу несколько организаций и нигде не состоять в штате.
Вся ситуация с этими профстандартами вполне укладывается в уже прикрепившееся к Госдуме этого созыва клеймо "взбесившегося принтера". По моему мнению, регулировать такие отношения может только сам рынок, руководствуясь здравым смыслом и стандартами, выработанными профессиональными сообществами.