Apple и реселлеры опровергают обвинения ФАС в ценовом сговоре

Apple вслед за розничными сетями отвергла обвинения ФАС в ценовом сговоре. Регулятор исключил договор между 16 ретейлерами и намерен доказать вину корпорации. Аналитики отмечают, что решение ФАС ситуацию на рынке не изменит, а резонансное дело призвано скорее обеспечить рекламу ведомству.

Apple не диктует российским розничным сетям цены на iPhone, реселлеры устанавливают свои собственные цены на продукты Apple, которые они продают как в России, так и во всем мире — так в пресс-службе американской корпорации прокомментировали решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о возбуждении дела против компании из-за координации цен при продаже iPhone на российском рынке.
Представители розничных сетей также единодушно отрицают, что Apple оказывала на них давление при установке цен, которые, по словам ведущих реселлеров, формируются с учетом рыночной конъюнктуры. Если ценовой сговор будет доказан, их могут оштрафовать на сумму в размере 1-15% от объема продаж iPhone 6S и iPhone 6S Plus в 2015 году, однако в ФАС подчеркивают, что пока они к ответственности по этому делу не привлекаются. Если виновной все же признают Apple, компании грозит штраф от 1 млн до 5 млн рублей.
Координирующая роль "уважаемого "яблока"
Представители ФАС неоднократно предупреждали, что регулятор намерен возбудить дело против продавцов за сговор при продажах iPhone последних моделей. В начале года ФАС запросило у 16 розничных сетей информацию о закупочных ценах, учете стоимости транспортировки в регионы, а также о дополнительных условиях по перепродаже. Через полгода заместитель главы ФАС Андрей Цариковский заявил, что ведомство видит "координирующую роль уважаемого "яблока". "Куда бы вы ни пошли, если хотите купить iPhone, цены везде одинаковые. Мы считаем это неправильным", — подчеркнул он.
В итоге в августе дело было возбуждено в отношении самой Apple. Основанием для проведения расследования стало обращение покупателя с информацией об установлении 16 ретейлерами одинаковых цен на модели Apple iPhone 6s и iPhone 6s Plus, появившиеся на российском рынке в октябре 2015 года. Кроме того, ФАС выявила совпадение цен и на другие модели смартфонов Apple. Ведомство полагает, что такие совпадения могут стать результатом координации ценообразования со стороны компании. Дата рассмотрения дела будет назначена в течение месяца.
Глава управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев заявил "Ведомостям", что на данном этапе реселлеры к ответственности по этому делу не привлекаются. Сговор 16 продавцов регулятор рассматривал, но в итоге ФАС склонилась к версии, что одинаковые цены этим компаниям были навязаны американской корпорацией. В качестве доказательств вины Тенишев упомянул экономический анализ цен и документов.
Относительно субъектного состава и того обстоятельства, что пока в числе фигурантов присутствует только Apple, а не весь состав реселлеров, данная ситуация может и измениться, считает Павел Катков, основатель, совладелец и старший партнер юридической компании "Катков и партнеры": "Необходимо учитывать, что части 1-3 ст.11 ФЗ "О защите конкуренции" запрещают именно соглашения, для которых, в свою очередь, необходима воля обеих сторон. Если наличие такого двустороннего либо многостороннего соглашения будет доказано, нельзя исключать и расширения субъектного состава данного антимонопольного дела".
Катков отмечает, что для преследования одного игрока было бы логичней применение части 4 статьи 11 ФЗ "О защите конкуренции", в частности соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. "В данной статье отсутствует прямое указание на ценовой сговор, однако ее можно трактовать и расширительно ввиду наличия в ней оговорки и другие требования. Вместе с тем ничто не мешает ФАС скорректировать свою позицию по делу и опереться на эту статью, и игрокам рынка, причастным к данному делу, стоит быть готовыми к этому", — предупреждает юрист.
Примечательно, что еще в 2011 году ФАС обвинила в ценовом сговоре при продажах iPhone 4 именно реселлеров (МТС и "Вымпелком"). Тогда регулятор обвинил операторов связи в соглашении об отказе от конкурентной борьбы и оштрафовал на 16 млн и 18 млн рублей. Apple Inc., Apple Sales International, а также другие продавцы были привлечены к делу в качестве заинтересованных лиц.
На грани себестоимости
Большинство опрошенных участников рынка подтвердили получение запросов ФАС на предоставление информации о закупках и условиях продажи последних моделей iPhone. Но продавцы единодушно опровергли подозрения ФАС в ценовом сговоре и подчеркнули, что цены устанавливаются на основе рыночной конъюнктуры.
Договоры на поставку смартфонов Apple не содержат каких-либо требований или дополнительных условий к процессу ценообразования, отмечают в "Юлмарте". При установлении цен принимаются во внимание рыночные цены на аналогичные товары, ведется непрерывная работа с поставщиками по улучшению закупочных цен, поясняют в Ozon.
В свою очередь, " Связной ", устанавливая цены в рознице, учитывает "массу факторов, прежде всего рыночную ситуацию", заявил представитель компании Сергей Тихонов. На итоговую цену смартфонов влияют также закупочная цена и расчетная маржинальность по конкретному товару. Ретейлер, по его словам, определяет, в каком интервале может быть установлена конечная цена на товар в рознице, учитывая цену закупки и свои расходы
По словам PR-директора " Евросети " Ульяны Смольской, одинаковые цены объясняются тем, что  продавцы в режиме реального времени отслеживают действия конкурентов. "Это и называется здоровая рыночная среда. А ниже определенного уровня цены уже невозможно опустить, если они на грани себестоимости. Всегда есть порог эффективности, ниже которого продажи идут себе в убыток", — пояснила она
ФАС надо наказать
Apple вряд ли пошла бы на навязывание цен продавцам; аргумент о том, что цены на новые iPhone цены устанавливаются на основе рыночной конъюнктуры, звучат убедительно, считает аналитик группы компаний "Финам" Леонид Делицын. По его словам, сговора скорее всего нет, розничные сети вынуждены продавать дорогие смартфоны американской корпорации, которая не предлагает принципиально новых продуктов, по минимальной цене.
"ФАС обязана реагировать на запрос потребителя и просто выполняет свою работу. А шумиха вокруг этого дела объясняется именем корпорации — регулятор возбудил дело против самой крупной и влиятельной компании мира, от которой во многом зависит IT-рынок, потому мы обращаем внимание на это дело", — считает аналитик.
Позицию Делицына разделяет и глава аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин, по мнению которого ФАС по каким-то причинам было необходимо резонансное дело, чтобы оказаться на волне цитирования в СМИ. Притом что решение регулятора по делу против Apple никак не изменит конкретную среду на рынке, и цены на iPhone по-прежнему будут примерно одинаковы.
"Это больше пиар-деятельность, а не забота о благополучии потребителя. У нас много отраслей, где требуется вмешательство ФАС, например сфера госзакупок, — считает Брюквин — Однако ведомство занимается этим бессмысленным разбирательством, которое ни к чему не приведет. Регулятору нужно было резонансное дело, и его выдумали так, чтобы никто из уважаемых деятелей, бизнесменов в России не попал под удар".
Apple все последние годы называла рекомендованные цены для ретейла, выстраивала бизнес в России. В свою очередь, ретейлеры ориентировались на нее, сейчас они просто не могут продавать себе в убыток, за исключением каких-то разовых акций и скидок в надежде заработать за счет увеличения объема услуг, напоминает глава агентства TelecomDaily Денис Кусков.
"Ситуация не меняется с 2009 года, и абсолютно непонятно, почему ФАС именно сейчас взялась за Apple. Это громкое дело, притянутое за уши, которое говорит о некомпетентности ведомства. Если регулятор признает Apple виновной, то наказать надо ФАС — где был господин Артемьев (Игорь Артемьев, глава ФАС. — Ред.) последние 6 лет и почему корпорация все это время нарушала закон?" — задается вопросом Кусков.