Малому бизнесу помогут познакомиться с заказчиками

Автор фото: Коньков Сергей

В России начал работать реестр малых фирм, где предприниматели смогут искать подрядчиков и поставщиков. В петербургском реестре уже зарегистрировались 315 042 компании.

Реестр малого и среднего бизнеса — проект корпорации МСП. По состоянию на 1 августа 2016 года в Единый реестр включено 2,9 млн индивидуальных предпринимателей и 2,6 млн юридических лиц, в том числе 2,3 млн микропредприятий, 239 тысяч компаний малого и 20 тысяч среднего бизнеса.
Чтобы наполнить реестр перед запуском, корпорация собирала данные о малых компаниях с помощью региональных комитетов поддержки бизнеса, а поддерживать его работу будет ФНС. Сейчас в петербургском реестре зарегистрированы 315 042 компании, 219 303 юрлица и 95 739 индивидуальных предпринимателей. При этом только участники реестра смогут иметь доступ ко всем возможностям бизнес-навигатора — это еще один проект корпорации, созданный для маркетинговой помощи бизнесу.
Основная цель самого реестра, как поясняют в корпорации, — обеспечить компании крупными заказами. Сейчас по закону крупные предприятия должны не меньше 10% заказов отдавать подрядчикам, которые относятся к МСП, и еще 8% — небольшим субподрядчикам. Чиновники уверяют, что лидеры рынка не против закупать у малого бизнеса и больше товаров и услуг, но не могут найти надежных поставщиков по нужным группам товаров. Реестр же позволит искать исполнителей по региону, форме регистрации, виду деятельности и производимым товарам. Регистрация фирм в реестре — автоматическая, но затем через сайт ФНС владельцы малых фирм смогут обновлять информацию о себе, добавлять описания своей работы, опыта выполнения госзаказов, составляя своего рода резюме.
Проект предприниматели считают полезным, причем не только для производителей (именно их в первую очередь должны искать крупные фирмы), но и для компаний в сфере услуг. Например, владелец турфирмы "Эльф" Андрей Журавлев уверен, что в реестр будут "заходить" и сами клиенты. "Это канал распространения информации, по сути — бесплатная реклама, — рассуждает он. — Люди, которые серьезно подходят к выбору поставщика услуг, вполне возможно, будут искать исполнителей именно таким способом".
Михаил Талалай, владелец фирмы "Талвенд", соглашается: "Я думаю, что такой реестр — правильная и полезная идея. В идеале хорошо бы добавить к сервису возможность оценить качество работы того или иного поставщика. На мой взгляд, сейчас самая острая проблема — не сам поиск исполнителя, а поиск именно организаций, отвечающих за качество своих товаров и услуг".
Реестр — только один из видов федеральной поддержки малого бизнеса, кроме этого компаниям планируют помогать гарантиями по кредитам, субсидиями, консультациями и т. д. При этом, по данным СМИ, Минфин планирует сократить в 2017 году финансирование поддержки МСП почти втрое — с 12,1 млрд до 4,6 млрд рублей.
Однако самые анонсируемые меры поддержки бизнеса в последнее время обходятся бюджету не так уж дорого. Например, бизнес-навигатор, по данным сайта госзакупок, стоил 46 млн рублей. Заказов на разработку и сопровождение системы "Реестр МСП" сразу несколько для разных регионов, но они объединены с другими системами и не превышают несколько миллионов рублей. Напомним, в 2015 году малый бизнес поддержали на 20,1 млрд рублей. А в 2016 году вместо 14,5 млрд рублей, которые были заявлены в плане Минэкономразвития, малому бизнесу выделили 9,6 млрд рублей. Петербург получил из них 329,5 млн рублей.