Лето без сладостей и молока, зато с газировкой

Автор фото: Беликов Валентин

Летом петербуржцы пьют больше газировки и едят меньше молочных продуктов, чем зимой, зато продажи сметаны не падают даже в жару. "ДП" выяснил, как производители подстраивают бизнес под вкусы потребителей.

С сезонностью спроса сталкиваются почти все предприниматели — не только продавцы новогодних елок, но и крупные предприятия, от туроператоров до производителей одежды. На продуктовом рынке рост спроса чаще всего определяют не вкусы потребителей, а сама природа. Например, арбузы в конце августа созревают и стоят дешевле — потому их и покупают больше, хотя и в июле наверняка многие не отказались бы от арбуза.
Но бывает и наоборот, и бизнесу тоже приходится подстраиваться под запросы потребителей. "Летом традиционно растет спрос на прохладительные напитки, особенно в кафе, ресторанах, столовых, мобильных точках питания, — рассказывает Юлия Поликарпова, представитель Coca-Cola HBC Россия на Северо-Западе. — Многие приобретают напитки в небольших упаковках, чтобы пить на ходу. Растут и продажи в супермаркетах, но там люди в основном покупают продукты для поездки за город". Она добавляет, что спрос вырастает на воду, как с газом, так и без газа, лимонады, холодный чай, сокосодержащие напитки. А вот для самих соков временные всплески нехарактерны — их потребляют ровно в течение всего года.
Как рассказывает Юлия Поликарпова, чтобы не допустить дефицита при сезонном росте потребления, приходится подробно планировать производство и запас продукции на складах. Производители, которые давно на рынке, уже знают, когда будет падать или расти спрос и насколько. В Coca-Cola большинство новых продуктов готовят именно к лету, объем продаж и запуск планируется за год. "Отдел логистики тоже рассчитывает ресурсы; летом объемы потребления увеличиваются значительно, и часто мы привлекаем дополнительные ресурсы для доставки", — говорит она.
В кондитерском объединении "Любимый Край" (бренд "Посиделкино") отмечают, что печенье и пряники хоть и не обладают сверхвыраженной сезонностью, но спрос на них все же колеблется от 15 до 50%. Летом сладостей покупают меньше на 15-20%, а основной рост приходится на предновогоднее время — до 20-30%. Продажи овсяного печенья, в составе которого нет молока и яиц, сильнее всего растут во время Великого Поста. Но и не только — всплески спроса отмечают в начале дачного периода, а также в конце сезона отпусков и в начале школьного сезона. В компании объясняют это тем, что именно тогда у людей появляется время на чаепития, они больше сидят дома и за столом, дольше работают в офисе.
"Мы в связи с этим ежегодно разрабатываем ассортиментную и коммуникационную стратегию так, чтобы равномерно распределить загрузку производства, — рассказывает директор по маркетингу "Любимого Края" Антон Купцов. — Например, только перед Новым годом мы выпускаем линейку имбирных пряников в глазури, которые все больше ассоциируются с рождественской атрибутикой, в первую очередь в католических традициях. Также хороший инструмент сглаживания загрузки производства и скачков оборота — дисконтные программы в розничных сетях, они позволяют избежать провалов".
Владелица сети кондитерских "Кусочек счастья" Светлана Казновская рассказывает, что вкусы петербуржцев влияют на спрос сильнее, чем цены и периоды урожая фруктов и ягод. "Ягодных тортов больше заказывают зимой. Наверно, хотят лета на столе, — говорит она. — В целом в бизнесе очень четкая сезонность; летом покупают много свадебных тортов, вторая половина декабря — это корпоративы, сладкие подарки".
В компании "Лосево" летом наблюдают снижение покупательской активности, в среднем продажи молочной продукции падают на 5-10%. "В меньшей степени это касается молока — это все-таки один из основных продуктов в потребительской корзине, — говорит специалист по развитию ГК "Лосево" Валерия Иванова. — Особенно страдают позиции с более высоким содержанием жира, но есть исключение — сметана. Ее продажи остаются на том же уровне. Видимо, потому что она хорошо сочетается с сезонными овощами. Популярными летом становятся сывороточные продукты (например сыворотка с ягодными соками), они хорошо утоляют жажду. Но в этом году снижение продаж было незначительным (за первые месяцы). Возможно, это связано с тем, что первая половина лета выдалась не очень жаркой".
Большой проблемы в том, чтобы подстроиться под колебания спроса, в "Лосево" не видят: объем продукции и надои не сильно меняются, более переменчивы пропорции по продуктам. Если надои оказались больше нужного, то молоко продается. "Но сейчас мы дополнительно покупаем молоко у другого хозяйства, которое мы долго подбирали. Завод у нас является автономной единицей и одинаково строго проверяет все входящее сырье: и со своей фермы, и с фермы-партнера", — говорит Валерия Иванова, добавляя, что изменений в составе персонала и  логистике не происходит: объемы производства корректируются регулярно. Каждый день на завод приходят заявки собственных магазинов и контрагентов компании. Их анализируют специалисты отдела продаж, и в итоге формируется план на следующий месяц.