Таможню перетряхнуло

Смена главы ФТС кардинально рынок не изменит и надежду на упрощение работы с таможней не даст, считают участники рынка.

Реакция экспортно–импортного рынка на рокировку в руководстве Федеральной таможенной службы, где вместо Андрея Бельянинова главой стал Владимир Булавин, бывший полпред президента в СЗФО, сдержанная. Казалось бы, Андрей Бельянинов возглавлял таможню 10 лет и его уход мог разрушить налаженные процессы, но импортеры, таможенные брокеры и транспортные компании рассчитывают на сохранение сложившихся механизмов работы.

По накатанным рельсам

Смена главы ФТС никоим образом не может сказаться на деятельности российских компаний — участников экспортно–импортного рынка, уверяют представители группы "Ладога" (входит в топ–10 импортеров вина в РФ). Их деятельность контролируется и регулируется нормативно–правовыми актами, а не руководителем таможенного ведомства.
В "Балтийском береге" также ничего нового во взаимодействии с таможней не ждут: "У нас "зеленый коридор" по импорту, нареканий к таможне нет, вряд ли что–то изменится".
Импортеры рассчитывают, что случившееся с верхушкой таможенной службы научит чему–то и других сотрудников ведомства. "То, что сейчас наводят порядок, — это хорошо, такие сигналы заставят задуматься всех, в результате станет легче работать", — говорит представитель одной из крупнейших петербургских компаний по импорту фруктов.
По данным федеральных СМИ, Владимир Булавин на новом посту займется зачисткой таможенной службы от коррупции. "Контроль за работой импортеров за последние годы заметно усиливается, это благоприятно отражается на работе законопослушных компаний", — отмечает Виктория Мельгунова, коммерческий директор фруктовой компании "Оушен фреш". По ее мнению, можно ожидать усиления работы по этому направлению. "Думаю, контроль усилят над всеми и вместо пачки бумаг нужно будет две, но проще работать с таможней точно не станет", — пессимистичен другой импортер.

Река обмелела

Между тем в свете сокращения объемов товарооборота между Россией и другими странами из–за кризиса и международной обстановки вопрос взаимодействия с таможней стоит для импортеров особенно остро.
По данным Северо–Западного управления ФТС, в I квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем импорта уменьшился на 16%, до $6,7 млрд. Для сравнения: в I квартале 2014 года объем импорта составлял $11,9 млрд. В I квартале 2016 года импорт из стран СНГ уменьшился на 25%, из стран дальнего зарубежья — на 16%.
На первом месте по поставкам находится Китай ($1,4 млрд), на втором — Германия ($0,6 млрд), на третьем — США ($0,4 млрд). Ввозится на Северо–Запад машиностроительная продукция, транспорт, одежда, обувь, пластмасса и многое другое.
Смена руководства таможенной службы и, как результат, кадровые перестановки на уровне регионов — это ожидаемое последствие проверок, шумихи в ведомстве. Но, как мне кажется, сама система работы таможенной службы останется такой же, как и сейчас. Наша работа, как крупной транспортной компании, и без этого скандала сложная. Естественно, будут проверки ФТС по всей России, без этого никак. Но ничего особенного не произойдет — очередной скандал, очередные отстранения. Взять и перевернуть с ног на голову налаженную годами работу ФТС невозможно. Если это все же случится, то придется делать значительные корректировки в работе с нашими партнерами и клиентами.
Олег Кропочев
генеральный директор ГК "Балтика–Транс"