Чем интересна смена полпреда в Северо-Западном федеральном округе

Полпред президента на Северо-Западе Владимир Булавин отправился руководить таможней; на его место пересел только что избранный губернатор Калининградской области Николай Цуканов. Эта история не только про взаимозаменяемость чиновников, но и про реальное отношение Кремля к избирателям.

Назначение полпреда в СЗФО Владимира Булавина на пост руководителя Федеральной таможенной службы — редкий случай, когда логика кадровых перестановок понятна. Андрея Бельянинова, возглавлявшего таможню 10 лет, задело уголовное дело бизнесмена Дмитрия Михальченко. После того как на всю страну показали кадры обысков в резиденции Бельянинова и пачки денег в коробках из-под обуви, сразу стало понятно, что отставка — дело ближайших дней. Что бы ни говорили официальные представители ФТС, но такая демонстрация — куда более официальная информация, чем любые релизы.
На таможню нужен был подходящий человек, и почему бы не Владимир Булавин? Человек с более чем 30-летним опытом службы в КГБ и ФСБ, прошедший путь до заместителя директора ФСБ — именно таких людей в Кремле любят назначать на ответственные должности; а таможня сейчас более чем ответственная должность, ведь в условиях кризиса и санкций от этого ведомства стало зависеть очень много.
Представительный символ
В полпредстве Владимир Булавин проработал 3 года, и нельзя сказать, что чем-то запомнился. Полпредства, конечно, давно уже не тот институт, который способен на большое влияние, реальных полномочий у них нет, да и сами федеральные округа превратились в чисто символические единицы, какое-то время назад даже широко обсуждалась идея их упразднения, но зачем-то они Владимиру Путину все еще нужны.
В Северо-Западном округе проблем в булавинский период хватало — это и скандальные противостояния мэров и губернаторов в Карелии и Новгородской области, и громкое дело экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера, но во всех этих скандалах роль полпредства если и была, то совершенно непубличная. Полпред всегда вел себя как ни в чем не бывало, даже если он только что оценивал работу губернатора как эффективную, а через несколько месяцев губернатора отправляют в отставку со скандалом.
Вероятно, какую-то роль полпредства в сложном бюрократическом механизме государства играют, но в осязаемом пространстве эта роль свелась к редкой демонстрации того, что дела идут не так ладно, как любят рапортовать губернаторы. На фоне таких рапортов в полпредствах время от времени проходят совещания, на которых чиновники констатируют, что вот и промышленное производство падает, и, допустим, задолженность по зарплате растет, или еще что-то в том же духе; но все это совершенно дежурные на самом деле доклады, которые можно охарактеризовать как мягкие упреки. Кроме того, в полпредство можно принести жалобу, и оно, таким образом, служит чем-то вроде общественной приемной администрации президента.
Обмен креслами
Фигура нового полпреда даже интереснее. Это губернатор Калининградской области Николай Цуканов — буквально полторы недели назад Владимир Булавин наносил визит в Калининград, где провел одно из таких совещаний, привычно пожурив региональные власти за рост цен и падение инвестиций.
По иронии судьбы, одним из обсуждавшихся вопросов был как раз таможенный. С 1 апреля Калининградская область лишилась таможенных льгот, вместо которых ввели бюджетные субсидии, и Владимир Булавин пришел к выводу, что ничего страшного не произошло и область вполне адаптировалась к новым реалиям, хотя, конечно, нужно еще поработать над усовершенствованием таможенных процедур.
И вот теперь он сам займется этим усовершенствованием, а выслушавший все это Николай Цуканов теперь сам будет ездить вот так же в Калининград, рассуждать о том, с чем анклав справляется, а с чем не очень, и настаивать на ускорении затянувшейся реконструкции аэропорта Храброво, за которую еще совсем недавно сам же и получал претензии.
А ведь Николай Цуканов был вообще первым губернатором Калининградской области, который сумел остаться в кресле после одного срока полномочий. Как оказалось, ненадолго — меньше года назад, в сентябре 2015-го, переизбрался, и вот все-таки на весь второй срок не удержался. Вообще удивительно, что действующего губернатора снимают с должности за 2 месяца до единого дня голосования — к этому дню уже не успеть, а это значит, что больше года калининградцам предстоит жить с исполняющим обязанности — но, видимо, других подходящих фигур на полпредство не нашлось.
Ненужные выборы
Публичных претензий сверху к Николаю Цуканову вроде бы не высказывалось. Если губернатора Севастополя Сергея Меняйло, которого одновременно отправили полпредствовать в Сибирский федеральный округ, в Севастополе освистывали действительно много и со всех сторон (в том числе имелся постоянный конфликт с депутатами), то критика Николая Цуканова на этом фоне выглядела мелкой. Были коллективные письма протеста, некрасивая история с обвинениями в фальшивом дипломе, но давно, а в последние годы — ну, выписал участковым премии из бюджета перед выборами, но всего на 10 млн рублей, и прочее в том же масштабе.
Но Владимир Путин все же благословлял его на выборы, и не делал бы этого, наверное, если бы был сильно недоволен. В июне Цуканов представил президенту проекты развития нового курортного города, центра Калининграда и острова Октябрьский, и президент все это одобрил. После этого, уже в июле, Путин поручил Цуканову ликвидировать отставание по срокам реконструкции Храброво — но вот, скажем, Георгия Полтавченко же никто не отправляет в отставку из-за стадиона на Крестовском, так что вряд ли это причина.
Стоит, конечно, вспомнить, что с походом Николая Цуканова на выборы было не все гладко: появившееся было на сайте Кремля сообщение о его отставке и назначении и.о. быстро исчезло. Казус объяснили технической ошибкой, но многие наблюдатели посчитали это признаком сомнений Кремля по поводу его кандидатуры. Может быть, решение было принято в спешке, и сейчас президент захотел исправить ошибку.
А вот политический скандал с праймериз "Единой России" мог оказаться более весомым фактором. Николай Цуканов повел на праймериз по одномандатным округам вице-губернатора Алексея Силанова и депутата гордумы Калининграда Александра Пятикопа — в пику лидеру калининградским единороссам, депутату Госдумы Андрею Колеснику. Это был самый настоящий конфликт, и в итоге креатуры Цуканова и выиграли. Попытки играть в свою игру для Кремля — самая нетерпимая вещь.
В конечном итоге получилось, что это история не только про то, что все чиновники в стране взаимозаменяемы, но и про отношение к регионам. Только что состоявшиеся выборы губернатора в области, которую не перестают называть стратегической, особо важной и так далее, решением президента де-факто отменены; ну и зачем их вообще было нужно проводить? Все предвыборные обещания избирателям, планы, договоренности признаны яко не бывшими, затраченные усилия и деньги никого не интересуют. Калининградцам предстоит снова окунуться в атмосферу политических дискуссий и протестов.