Домашние онлайн-кондитерские стали новым трендом гастрономической культуры

Автор фото: Сергей Ермохин

Выросшие из хобби домашние кондитерские и другие проекты самозанятости активно развиваются в социальных сетях. Такие микробизнесы — уже шаг к настоящему предприятию.

Кулинарные мастерские и домашние онлайн–кондитерские сравнительно недавно стали новым трендом гастрономической культуры.
Сегодня в Петербурге действуют примерно 25 домашних кондитерских, среди них такие, как Kаte, make me cake, Golubika, Helen’s Sweets, "Сладкий комплимент", Muffin Factory и другие. Их создатели, в основном молодые мамы, студентки и домохозяйки, уже уверенно чувствуют себя в роли начинающих предпринимателей, но не торопятся открывать стационарные точки по разным причинам.

Краудфандинг на инвентарь

Одни начинающие бизнесвумен воспринимают свой кулинарный стартап исключительно в качестве хобби, регулярно приносящего прибыль. Другие, наоборот, рассматривают в перспективе идею открытия собственной мини–кондитерской, но пока боятся неоправданного риска. Третьи просто меняют формат и начинают печь десерты для кофеен и ресторанов (как онлайн–кондитерская Take the cake).
Например, предприниматель Татьяна Гольцева открыла свою онлайн–кондитерскую "Сладкий пряня" год назад. Сейчас бизнес–леди работает через Интернет как ИП, но для открытия кондитерской с производственной линией планирует оформить ООO. "В какой–то момент я просто перестала справляться с количеством заказов (в апреле 2016 г. обороты выросли в 1,5 раза), и мы вместе с коллегой–кондитером и дизайнером запустили проект кафе–кондитерской на краудфандинговой платформе. Наша команда уже нашла помещение для аренды, в котором на данный момент ведется ремонт, но для начала производства нам нужно собрать еще 560 тыс. рублей на профессиональное оборудование и инвентарь", — не унывает Татьяна Гольцева.
По данным экспертов, в летний период средний уровень загрузки домашних кондитерских составляет до 90% — это более 100 заказов в месяц. Такой рост обусловлен участием в кулинарных фестивалях и различных open air шоу. Кроме того, к выгодному сезону относят новогодние праздники.

Из "Ленэнерго" — в кондитеры

Создательница домашней кондитерской "Простые радости" — бывший начальник информационного отдела центра по работе с клиентами и присоединению ПАО "Ленэнерго" Татьяна Ястремская рассказала "ДП", что ей всегда нравилось кондитерское искусство, но не было возможности им заниматься. Уход в декретный отпуск позволил осуществить мечты о создании собственного производства.
Сэкономив существенную долю расходов на аренде помещения (20 тыс. рублей в месяц) и заработной плате персонала (40 тыс. рублей в месяц на одного кондитера), Татьяна Ястремская потратила 21 тыс. рублей на покупку оборудования. Стартовый капитал предпринимательницы составил 62 тыс. рублей без учета стоимости посещения двух мастер–классов (4000 рублей каждый) и полноценного профессионального кондитерского курса (32 тыс. рублей). Итого: около 100 тыс рублей.
Средства также пошли на приобретение кондитерских ингредиентов, упаковочных материалов, разработку логотипа и рекламу в популярных социальных сетях "Вконтакте" и Instagram (21 тыс. рублей). Домашняя кондитерская "Простые радости" открылась в апреле 2015 года, а уже через 2 месяца, к изумлению владелицы, инвестиции окупились. Количество заказов в месяц — 50. "Люди ценят индивидуальный подход, так что мы практически не ощущаем конкуренции со стороны известных производителей сладкого", — уверяет Татьяна. В ближайшие 2 года кондитер планирует открыть ИП и выйти в офлайн.

Работать с блогерами

"Локальные бизнес–проекты успешны, если предлагают услугу в узком сегменте и угадывают потребность аудитории", — считает генеральный директор коммуникационного агентства NextMedia Эльнара Петрова. — Начать бизнес, продавая что–то через социальные сети, не так сложно. Порог входа минимальный. Достаточно зарегистрировать аккаунт в соцсетях, в которых присутствует целевая аудитория бренда, обучиться технологии SMM и регулярно работать с блогерами". По данным "Петростата", в мае 2016 года оборот общепита составил 5,5 млрд рублей (107,5% по отношению к соответствующему периоду предыдущего года). Из них около 30% принадлежит городским кофейням и кондитерским, а также производствам сладостей.