Почему в Петербурге закрываются креативные кластеры

Автор фото: Ковалев Петр

Арт-пространства, открывающиеся в старых особняках и заводских помещениях, часто живут не более полугода и закрываются со скандалами. Причин множество — от нечистоплотности владельцев до банальной финансовой и юридической неграмотности арендаторов.

Многочисленные бары и клубы покидают территорию бывшего цеха "Ленполиграфмаша" на Аптекарском проспекте. Как сообщает "Фонтанка", владельцы здания расторгли договор с создателями пространства Contour Family. Резиденты-субарендаторы полагают, что последние почти полгода не оплачивали аренду помещений. Правда, представители "Контура" заверяют, что все по их мнению в порядке и проект продолжает существование. Между тем это уже далеко не первая история несостоявшегося креативного кластера. Такие пространства часто открываются в старинных особняках или на территориях бывших заводов Петербурга, но многие из них закрываются, не просуществовав и года. А закрытие нередко сопровождается скандалом.

Теневой скандал

Например, в 2013 году конфликт между арендаторами помещений в переулке Пирогова обернулся скандалом городского масштаба. Изначально единственным арендатором здания там была "Четверть", сдававшая помещения в субаренду различным творческим проектам, магазинам и кафе. В 2013 году в здание также въехал ресторан "Тени", заключивших договор аренды напрямую с собственником здания компанией "Меридиан". В ноябре того же года владельцы здания расторгли договор с "Четвертью", а генеральным арендатором стал ресторан "Тени". Остальным арендаторам предложили перезаключить договор с "Тенями".
Накануне новогодних праздников в здании забаррикадировались неизвестные, отказывавшиеся пускать субарендаторов. Вещи последних выкидывали на улицу, а закончилось все массовой потасовкой, в которой приняли участие почти 100 человек. Группа депутатов Законодательного собрания Петербурга даже обратилась к правоохранительным органам с просьбой вмешаться в конфликт и взять ситуацию под контроль, чтобы участники смогли "вернуться в правовое поле". В итоге "Четверть" и ряд ее резидентов покинули помещения особняка в переулке Пирогова.
Кстати, здание в переулке Пирогова неподалеку от Юсуповского дворца — не первая локация "Четверти". В 2012 году проект уже было обосновался на улице Декабристов. Но и там возникли проблемы с документами, здание оказалось не готово, и уже въехавшим в него проектам пришлось покинуть помещения.

Короткий век кластеров

Уже после скандала с особняком в переулке Пирогова команда "Четверти" основала кластер на проспекте КИМа в здании бывшего завода "Сигнал". Проект не протянул и полугода и закрылся из-за проблем с документацией. Оказалось, администрация завода вообще не имела права сдавать помещения.
В 2014 году, просуществовав год, закрылся кластер "Архитектор" на Миллионной улице 10, в котором располагались многочисленные бары, а также клуб Stakenshneider. На его месте открылся фешенебельный ресторан, также названный в честь известного архитектора.
Уже в этом году город услышал об истории с еще одним кластером, очень напоминавшей скандал с "Четвертью". Утром 6 мая в здание кластера "Цархитектор" на Большой Конюшенной улице ворвались 40 человек. Как рассказывают арендаторы, эти люди заставили всех немедленно покинуть помещение, даже не дав забрать личные вещи. Резидентам "Цархитектора" рассказали, что договоры субаренды уже недействительны, добавив, что здание принадлежит компании "Транспортные системы".

Кто все эти люди?!

Удивление резидентов арт-пространств, сталкивающихся с выселением, понять нетрудно. Они, как правило, заключают договоры субаренды и не знают о том, что происходит между собственниками здания и арендаторами. В случае с кластером на проспекте КИМа речь, судя по всему, и вовсе шла о двойной субаренде. Как рассказывали резиденты, администрация завода "Сигнал" сдавала помещение "Максимуму", "Максимум" сдавал его команде  "Четверти", а та, в свою очередь, уже отдельным субарендаторам.
Резиденты "Цархитектора" заключали договоры субаренды с двумя компаниями — ИП "Коновалов" и ООО "Добрый кот", связанными с Александром Басалыгиным, который в свое время организовал "Архитектор" на Миллионной улице, 10. О субаренде речь шла и в случае с пространством "Четверть".

Дешево, но сердито

Камнем преткновения в отношениях собственников здания и арендаторов часто становится цена здания и его состояние. Первые часто сдают неприглядные помещения по низким ценам, надеясь впоследствии привести его в порядок и повысить арендную ставку.
"Лофты создаются в старых зданиях, часто находящихся  в непотребном состоянии, что требует больших вложений для их приспособления к современным стандартам. Годным к использованию часто оказывается только скелет здания, нужно менять все — от окон до коммуникаций. Собственники часто сдают по низким ценам невзрачное помещение и предлагают арендаторам привести его в порядок с зачетом части затрат арендаторов в платежи по аренде помещений за первые несколько месяцев. Потом арендодатели смотрят на получившуюся конфетку и понимают, что теперь могут сдавать помещение дороже, а арендаторы, рассчитывавшие как раз на низкую арендную ставку, уже не готовы платить такие деньги", — поясняет заместитель руководителя департамента оценки Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский.
Руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank St Petersburg Марина Пузанова добавляет, что креативные пространства часто арендуют очень недорогие помещения, ждут существенного дисконта от обычной цены. В таких случаях собственники, в свою очередь, не готовы брать на себя долгосрочные обязательства. "Для собственника это чаще всего временные отношения, поэтому они быстро заканчиваются, если находится более платежеспособный интересант", — говорит она.

"Но мы же договорились!"

Источником проблем и причиной конфликтов может также стать финансовая и юридическая безграмотность основателей креативных кластеров и субарендаторов. Например, в случае с "Четвертью" выяснилось, что ряд необходимых документов между несколькими арендаторами так и не был подписан, а финансовые отношения часто оформлялись на основании расписок. Команда разогнанного кластера позже ссылалась не на конкретные документы, а на устные договоренности. Резиденты кластера на проспекте КИМа на Васильевском острове сами признавались, что заключали договоры на свой страх и риск, а цепочка управления зданием многим вообще не была ясна.
"Естественно, стартово низкие цены привлекают тех, кто не готов оплачивать более добротные помещения. Часто это молодые ребята, у которых нет соответствующего опыта, которые не слишком подкованы юридически, те, кто не будет особо вчитываться в договоры, будут верить в добрую волю арендодателя, но это девиантная добродетель в этом сегменте рынка", — объясняет Алексей Шаскольский.