Ностальгия по ВПК

Арт-критик Станислав Савицкий - о выставке Тимура Мусаева–Кагана "Парашютист опускается на землю равномерно".

Предположение о том, что перестройка закончилась из–за того, что ее движущий класс — итээровская интеллигенция, работавшая на ВПК, — переродился в новые постсоветские сословия, по крайней мере остроумно. В глобальные перемены в конце 1980–х верили главным образом сотрудники НИИ, перемежавшие чтение "Науки и жизни" с "Бодался теленок с дубом" в слепой машинописной перепечатке. Они же были завсегдатаями митингов, защищали Белый дом и до последнего грезили романтикой реформ. Некоторые до сих пор не разочаровались в идеалах горбачевской эпохи.
На смену позднесоветским итээровцам не пришла новая просвещенная буржуазия, готовая бороться за демократические ценности. Остались только воспоминания о выставках в НИИ, концертах бардов или "Кино" в Техноложке и поэтических вечерах в Политехническом. Подборки "Знания и силы" или "Человека и природы", вывезенные на дачу, каждое лето напоминают о победах и разочарованиях тех лет. Выставка Тимура Мусаева–Кагана "Парашютист опускается на землю равномерно" как раз об этой уходящей натуре. Графика из позднесоветских научно–популярных изданий воспроизведена на надувных шарах, заполнивших витрины районной библиотеки на Тореза, 32.
Несколько лет спустя после "Манифесты" здесь продолжают делать выставки современного искусства. Площадка это интересная: не связанная с профессиональным арт–сообществом и расположенная на ближней окраине, где contemporary art и не ночевал. Этот район был для Ленинграда средоточием итээровской культуры. Тут жила техническая интеллигенция. Тореза был границей "квартала еврейской бедноты", как иронично называли в позднесоветское время несколько микрорайонов, построенных для сотрудников Политехнического института и инженеров, работавших на предприятиях северо–востока города. В этих стенах стоит завести разговор о том, чем жили, во что верили и в чем разочаровывались обитатели этих мест и их единомышленники. Ирония, пронизывающая этот проект, сближает его с работами "Медгерменевтов" или авторов журнала "Кабинет", но это не запоздалое эпигонство. Это выставка о ностальгии по ушедшей культуре, память о которой дорога нескольким поколениям россиян.