Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко встретился с бизнес–сообществом региона

Автор фото: Валентин Беликов

Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко встретился с бизнес–сообществом региона, ответил на самые острые вопросы и пообещал новые полезные для бизнеса инициативы.

Газета "Деловой Петербург" провела круглый стол с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко.
Для предпринимателей Петербурга и области открытый диалог с главой региона стал отличной возможностью не только решить накопившиеся проблемы и обсудить наболевшие вопросы, но и предложить инициативы, которые значительно облегчат работу бизнеса в регионе и позволят инвесторам чувствовать себя комфортнее.

Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:

У нас были тревожные ожидания в связи с тем, что происходит с экономикой и курсом рубля, но они не оправдались. Ленинградской области удалось удержать темпы развития, несмотря на кризисный период. Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году составил 199,7 млрд рублей, это 104% к прошлому году. Из них 50% — это инвестиции в обрабатывающую промышленность.
Устойчивый рост показали сельское хозяйство, химическая и обрабатывающая отрасли, транспорт, логистика, хранение и оптовая торговля. Правительство Ленобласти предпринимает шаги, направленные на улучшение инвестиционного климата. Недавно мы ввели обязательную оценку регулирующего воздействия на бизнес принимаемых нормативных актов. Таким образом, оперативно получаем замечания и вносим коррективы.

Игорь Далаксакуашвили, генеральный директор ООО «ПАТРИОТ–Девелопмент Северо–Запад»:

За последнее время вышло два важных для застройщиков документа: на федеральном уровне внесли поправки в ФЗ–214 о долевом строительстве, а на уровне Ленинградской области утвердили программу "Светофор". Эти документы коррелируют между собой, и ряд положений, которые ранее вызывали сомнения, теперь сняты. Однако немалая часть вопросов все же осталась, в частности — строительство дорог и улиц за пределами земельного участка, строительство социальных объектов за пределами территории. В поправках к закону не указаны и иные объекты, например пожарное депо или пункт милиции. При этом ответственность руководителя и главного бухгалтера застройщика за использование средств дольщиков на цели, не предусмотренные поправками, значительно усилена, вплоть до уголовной. Предлагаю провести экспертизу этих двух документов и в случае необходимости просить администрацию Ленинградской области выступить с законодательной инициативой о внесении законодательных поправок, снимающих эти ограничения.

Александр Дрозденко:

Программа "Светофор" работает вне зависимости от того, как была приобретена земля, если согласованы все документы территориального планирования. Мы заключаем соглашение на строительство соцобъектов, улично–дорожной сети и объектов инфраструктуры.
При этом мы не отказываемся от своих обязательств и продолжаем выкуп соцобъектов. В "красной" зоне выкуп идет в рассрочку, но до полного выкупа мы берем объект в аренду и полностью содержим его.
Другая ситуация с дорогами. К сожалению, сегодня уровень нагрузки на них очень высокий, и мы закладываем сотни миллионов для проектирования новой дорожной инфраструктуры. Поэтому дороги от жилых кварталов до примыкания к муниципальным или региональным дорогам застройщики строят сами.
Что касается поправок в ФЗ–214, если нужно законодательно уравнять земельные участки, которые купили на аукционе, с теми, которые купили у частных лиц, почему бы и нет? Мы готовы выступить с такой инициативой на федеральном уровне. Какая разница, как компания приобрела участок, если она выполняет свои обязательства перед регионом и дольщиками?

Мевлуди Блиадзе, председатель совета директоров ЗАО «Пилон»:

Сегодня в Ленобласти активно строятся новые жилые, социальные и промышленные объекты. Их жизнедеятельность немыслима без транспортной составляющей. Кроме того, активное передвижение граждан между регионами требует хороших транспортных связей — в дни массового выезда на дачные участки возникает много стрессовых ситуаций на дорогах, зачастую из–за недостаточного развития дорожной инфраструктуры.
ЗАО "Пилон" давно отслеживает адресные инвестиционные программы по развитию транспортной инфраструктуры в Ленобласти: дороги, путепроводы, мосты. До 2014 года "Пилон" построил в регионе только один мост через реку Сестру в Выборгском районе стоимостью около 20 млн рублей. Сейчас в области строится четыре путепровода, два из них — в Гатчине и на перегоне Таммисуо — Гвардейское в Выборгском районе — строит "Пилон". В начале строительства этих объектов вы объявили решение проводить совещания с вашим участием 1 раз в 2 недели. Скажу честно, я скептически отнесся к этому.
Но сегодня это стало привычной практикой, и от моего скептицизма не осталось и следа. Незначительный эпизод, но он отражает уровень вашего внимания к транспортному строительству. Сегодня хотелось бы услышать о дальнейших планах развития дорожно–транспортной отрасли региона.

Александр Дрозденко:

Сейчас на территории Ленинградской области строятся новые и реконструируются существующие объекты на всех основных федеральных дорогах — выездах из Петербурга. У нас есть средне– и долгосрочные планы развития дорожной сети региона, определены важнейшие объекты, которые мы будем строить в первоочередном порядке. Это обход Красного Села, объекты в Гатчинском районе, виадуки в Выборгском районе на трассе "Скандинавия".
На прошлой неделе я встречался с министром транспорта Максимом Соколовым, и мы договорились о серьезных инвестициях со стороны министерства, причем не только на расширение самих федеральных трасс, но и на строительство развязок и мостовых переходов, в том числе и на наши региональные проекты: виадук в Волосово, развязка в Любани, ряд виадуков в Тосненском районе.
Я предлагаю строителям подумать и о новой схеме работы, когда они реализуют инфраструктурный проект, а после регион в течение 3–5 лет его выкупает, а также содержит. Это позволит сократить сроки реализации проектов, потому что, как правило, сейчас от момента решения до строительства проходит 3 года, тогда как при частной инициативе сроки сокращаются вдвое.

Михаил Возиянов, генеральный директор «ЮИТ Санкт–Петербург»:

Мы развиваем уже 8 лет индустриальный парк в Горелово, среди резидентов проекта — крупные международные и российские компании. В ближайших планах — подписать соглашение о взаимодействии с правительством региона, это стратегический документ, который важен для наших партнеров. Но возник вопрос с инженерными сетями, которые считаются объектами капитального строительства.
Сейчас закон требует от застройщика проходить экспертизу по всем сетям, независимо от года их строительства. Для индустриальных парков, которые строятся по 10–15 лет, это нецелесообразно. Это серьезно усложняет реализацию новых инвестпроектов. В Петербурге сети не считаются объектами капитального строительства. Если Ленинградская область пойдет по тому же пути, это существенно облегчит застройщикам порядок ввода таких объектов в эксплуатацию, поскольку не придется делать их дополнительную экспертизу. Безусловно, это повысит и инвестиционную привлекательность региона.

Александр Дрозденко:

Готовьте свой вариант поправок в закон, мы его отработаем и внесем изменения. Произойдет это осенью, когда к работе после выборов приступит новый состав парламента региона. Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы создать для инвесторов хорошие условия работы.

Сергей Мельников, заместитель генерального директора ИСГ «Сплав»:

Мы реализуем коттеджный поселок "Велигонты" в Горбунковском поселении с 2011 года, когда начали проектирование и открыли кредитную линию, заложив под нее другие активы, так как банки не верили в загородное строительство.
На сегодня уже построены дороги, проложены внутриплощадочные сети. На утверждение границ проекта планировки территории (ППТ) ушло 9 месяцев, при этом площадь возросла с 35 до 120 га, включая деревню, но в местной администрации наш проект начали рассматривать только после обращения в суд.
При этом к Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в Горбунках приступили только в 2014 году при нашем давлении и за наш счет, хотя постановление было выпущено еще в 2011 году. Еще 9 месяцев ушло на общественные слушания. И только к началу 2016 года мы передали документы в КГА на утверждение. И снова нулевой результат — что–то не так с названием и полномочиями.
В сухом остатке мы вынуждены бегать между районными властями и комитетами правительства, при этом платим налог на землю и обслуживаем банковские кредиты, десятки людей, которые строят в поселке, ожидают документов, а многим пришлось вернуть деньги. Здесь нет имущественных споров, инфраструктурных объектов, нет многоэтажного строительства, но уже 5 лет мы не можем реализовать такой простой проект.

Александр Дрозденко:

Ситуация нетипична для Ленинградской области, но типична для муниципального образования, где работают непрофессионалы. У нас масса примеров, когда КГА направляет на доработку градостроительные документы, но это совсем не мешает развитию территорий. В Бугровском поселении несколько раз вносились изменения в генплан, но поселение строится и развивается. Мы подумаем, что сможем сделать для решения этого вопроса, обсудим со строительным блоком правительства и, возможно, привлечем надзорные органы, которые обязали бы муниципальные власти выполнить обязательства.

Олег Захаржевский, акционер ИСГ «Сплав»:

Сельскохозяйственные предприятия в регионе сталкиваются с проблемой: оказывается, у ЛАЭС можно покупать только тепло, что выгодно для производителя и повышает конкурентоспособность продукции. А вот электроэнергии напрямую там мы закупать не можем, при этом тарифы снабжающих организаций весьма высоки. Строить собственные источники энергии на газогенераторах — это серьезные дополнительные инвестиции. Возможно ли в рамках импортозамещения предприятиям сельскохозяйственной отрасли получать энергию напрямую от производителя, в частности от ЛАЭС, и возможна ли помощь властей региона в решении этого вопроса на законодательном уровне?

Александр Дрозденко:

Федеральные ведомства жестко стоят на страже тарифов. Если мы дадим слабину, все предприниматели рванут покупать электроэнергию напрямую от производителя. На сегодня выход один: стройте газовую генерацию для обогрева, иначе не сложится экономика производства. Ваша проблема весьма типична, я буду в ближайшее время встречаться с главой Росатома Сергеем Кириенко, и мы обсудим этот вопрос.

Владимир Резцов, заместитель директора ООО «СК «Дальпитерстрой»:

В 2013 году мы приступили к строительству жилого комплекса на 17 га в Новодевяткино, но через год там отменили ПЗЗ, объемы возводимого жилья предложили снизить вдвое, и строительство было приостановлено. На этой площадке была запроектирована школа на 1 тыс. мест и два детских сада в общей сложности на 500 мест. Но в связи с уменьшением объема застройки такие крупные социальные объекты реализовать невозможно, их также придется вдвое сокращать, как и площадь жилья. Более того, новый урезанный ППТ так и не утвердили. Мы обращались в КГА с просьбой при нормативной плотности повысить высотность на 25%, и комитет не против, но в документах это пока не нашло отражения.

Александр Дрозденко:

Для нас основное — это плотность застройки, и мне понятно желание застройщиков за счет этажности обеспечить более дешевую себестоимость. Я не сторонник высотных зданий, потому что нет пожарного оборудования, предназначенного для работы с ними. Я говорил об этом и вашему руководству, и другим компаниям, которые приходили с теми же проблемами. Это вопрос безопасности жителей.
Но если вы закупите спецмашины и необходимое оборудование самостоятельно, то мы пойдем навстречу через процедуру Градсовета, хотя по новым проектам делаем это неохотно.

Дмитрий Астафьев, президент ГК «ЛенСпецСтрой»:

Бизнес на Руси всегда был социально активным и занимался меценатством. У нас большой опыт по поддержке социальных и благотворительных проектов в Петербурге, где мы уже вложили более 100 млн рублей в науку и образование. Хотя администрации города глубоко наплевать на это. Никакого интереса нет, и поддержка этой деятельности не оказывается.
В Ленобласти мы работаем не так давно и также ведем благотворительные программы помощи детям, храмам, кладбищам. Но любая благотворительность должна иметь отклик от государства. Например, мы поддерживаем школу в Волосово, а вдруг реальная помощь нужна школе совершенно в другом районе. В этом вопросе, как и во всех других, тоже необходимо выработать понятные правила игры. Также хотелось бы сказать несколько слов о сохранении культурного наследия. К сожалению, многие объекты находятся в крайне запущенном состоянии, и необходимо предпринять шаги в этом направлении.

Александр Дрозденко:

Бизнес действительно оказывает серьезную помощь региону. Например, за счет частных средств во Всеволожске был построен центр социальной интеграции детей–инвалидов. Сейчас вместе с РПЦ, которая передала нам здания в Токсово, мы хотим построить детский хоспис на 50 мест для детей с неизлечимыми заболеваниями. Компания "Росстройинвест" сделала нам проект за свой счет, но строительство также требует внебюджетных денег — это около 90 млн рублей. Мы будем рады, если бизнес нам поможет построить хоспис. Хотелось бы запустить его до I квартала 2017 года.
Что касается восстановления культурного наследия, то мы готовы передавать его за символическую плату в частные руки при условии восстановления и реконструкции. Эту идею уже одобрило Росимущество, так что ждем предложений.

Вячеслав Комаров, коммерческий директор ООО «Сити 78 Инвест»:

Программа "Светофор" дает плюсы для рынка, так как определила единые правила игры для развития зон комплексного освоения территории, что позволяет застройщикам точнее оценивать экономику своих проектов. Но при этом данная программа будет уравнивать предложения застройщиков в Петербурге и Ленинградской области за счет необходимости увеличения цены продажи квадратного метра по областным проектам из–за роста социальной нагрузки на проект. Также из–за увеличения финансовых нагрузок на проекты будет уменьшаться доходность жилищных проектов, что скажется на замедлении темпов реализации проектов и развития "красных" зон в целом.

Борис Латкин, генеральный директор ООО «Рокет груп»:

Я хотел бы задать общий вопрос по теме "Светофора". Прежде всего, я уверен, что другого пути, кроме как осваивать новые территории по принципу опережающего развития инфраструктуры (социальной, дорожной, транспортной, инженерной), не было и быть не может. Невозможно сначала все застроить домами, а потом прокладывать дороги. 1 июня в Ленинградской области закончился период действия моратория.
В связи с этим вопрос: какие шаги необходимо теперь предпринимать девелоперам и строителям для подготовки и реализации проектов комплексного развития территории?

Александр Дрозденко:

Мы продолжим вносить изменения в генпланы поселений в "красной" зоне. Земли не под жилищное строительство там много, и смысла оставлять ее, например сельскохозяйственной, нет.
Я знаю, что ваш проект в Заневском поселении был призером разных конкурсов, и, конечно, он должен реализовываться. Сейчас главный вопрос, который нужно решить, — это обеспечение транспортной доступности и создания выхода в город.
Вам нужно готовить соглашение в рамках "Светофора" и тех обязательств, которые на вас возлагаются в связи с реализацией проекта. Возможно, вы и станете первой компанией, которая подпишет его в новых условиях и по новым правилам.

Владимир Гурьев, президент торгового дома «ВИМОС»:

Мы благодарны правительству региона за все, что делается для поддержки бизнеса. ТД "Вимос" скоро исполняется 25 лет. Несмотря на кризисный год, наша компания чувствует себя отлично. Продажи выросли на 20%, мы открываем новые торговые центры и расширяем и модернизируем существующие.

Владимир Бакалов, глава регионального отделения «МегаФона» по Санкт–Петербургу и Ленобласти:

Мы все понимаем, насколько важна связь и для бизнеса, и для жителей региона, в том числе для обеспечения безопасности и контроля. Ни один объект не обходится без телекоммуникационной инфраструктуры, она является важной частью общей инженерной инфраструктуры. Это нужно учитывать еще на стадии проектирования любых объектов — и крупных промышленных зон, и жилых комплексов — и интегрировать в них инфраструктуру связи, здесь важен комплексный подход. Мы уже сотрудничаем с правительством Ленобласти в этом направлении, в июне на Петербургском международном экономическом форуме подписали соглашение. Но хотелось бы еще раз привлечь внимание собравшихся к этой важной теме.

Сергей Васильев, генеральный директор ООО «Геомакинфо»:

Конечно, нас как представителей малого бизнеса, рассматривающего возможность приобретения промплощадки для собственного производства, очень интересует возможность Ленобласти выделять субсидии организациям, переустраивающим и развивающим промплощадки или, как их принято называть, наследие Советского Союза.
Для развития таких территорий одного желания мало, нужно еще и финансирование, причем достаточно объемное. Помимо приобретения нужно, например, привести в порядок коммуникации.
Может ли организация, приобретающая такую промплощадку, рассчитывать на льготный тариф на подключение и сбыт электроэнергии, газа, на согласование и переустройство подъездов, на налоговые льготы? Есть ли уже какие–либо конкретные цифры и нормативные документы по этому вопросу у Ленобласти?

Александр Лупеко, директор OOO «Дубровский инфраструктурный комплекс»:

Я представляю производственную зону Дубровка (г. Кировск) и выступаю по поручению предприятий, которые в ней расположены. Наша промзона развивается исключительно за счет средств предприятий, без какой–либо государственной поддержки.
Разработан проект планировки, реализован проект реконструкции хозяйственно–бытовой канализации. Мы исходили из предписаний надзорных органов о необходимости подключения всех предприятий, расположенных здесь, к централизованной канализации.
Однако часть резидентов так и не подключилась к системе канализационных стоков, что создало проблемы с возвратом инвестиционного займа, с высокими тарифами на прием стоков.
Возникает вопрос: действуют ли для всех одинаковые требования по стокам? В связи с этим мы просим провести профессиональную проверку соблюдения требований законодательства по стокам на территории промзоны.
Исходя из своего опыта, мы подготовили предложения по поддержке комплексного развития территорий производственных зон в интересах малого и среднего бизнеса, приняв за основу реализацию принципа "Налоговые льготы в обмен на инвестиции в инфраструктуру".
Необходимо принять нормативные акты и обеспечить поддержку для местных промышленных площадок.
Мы направим к вам проверку в составе трех профильных комитетов, но для этого необходимо привлекать и федеральные структуры, в ином случае у региона нет полномочий, чтобы заходить на частные площадки.
Что касается поддержки развития территорий, то в Ленобласти создана база промышленных площадок — всего их более 300, как новых, так и созданных на основе производственных комплексов.
Мы рассчитываем, что они будут востребованы. В Ленобласти есть закон о поддержке индустриальных парков, и субсидий для резидентов там не предусмотрено, но есть преференции для девелоперов. Надо посмотреть, как в рамках существующих нормативных актов возможно оказать вам поддержку.

Илья Шебаленков, генеральный директор ООО «Северная компания»:

Бизнес готов участвовать в региональных проектах при создании соответствующих условий. В том числе мы готовы вкладывать инвестиции в развитие региона. В частности, Северная компания инвестировала 45 млн рублей в строительство завода по производству металлоконструкций в технопарке Пикалево.
Что касается благотворительности, мы также можем вносить свой вклад, например, в создание инженерной инфраструктуры.