Почему новый закон о торговле спровоцирует рост цен на продукты в магазинах

Автор фото: Петр Ковалев

Новый закон о торговле существенно не повлияет на ретейлеров, но и не улучшит общую ситуацию с ростом цен на товары. Кроме того, он не поможет российским производителям укрепиться на полках торговых сетей, для чего он, собственно, писался.

Президент РФ подписал после года дискуссий поправки в закон о торговле. В финальном варианте максимальная величина вознаграждения (ретро–бонуса), которое получают ретейлеры от поставщиков за покупку определенного количества товаров, снижена с 10 до 5%, сокращены сроки оплаты товаров до 8–30 дней вместо 10–45 в зависимости от длительности хранения продукции.
До 1 января 2017 года участники рынка должны привести свою деятельность в соответствие с поправками. По прогнозу чиновников, они приведут к снижению цен в магазинах, ведь поставщики смогут высвободить деньги и больше инвестировать в производство. Зато производители прогнозируют рост цен — это будет следствием адаптации ретейлеров к новым рыночным условиям.

В борьбе за равенство

Опрошенные "ДП" производители пока однозначно оценить меры по их поддержке не берутся, последствия законодательных изменений еще не ясны. Но некоторые однозначно признают: необходимость снизить бонусы назрела давно.
"Пользуясь доминирующим положением на рынке, торговые сети обложили производителей многочисленными поборами, — считает Георгий Житмарев, заместитель гендиректора завода "Пискаревский". — В результате деньги из сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности уплывали в торговлю. Новые магазины строились тысячами, а новые предприятия — единицами, страна от этого богаче не становилась".
В компании рассчитывают, что уменьшение ретро–бонуса с 10 до 5% позволит повысить цену на закупаемое молоко на 1 рубль и деньги придут в сельское хозяйство.
Согласен с ним и Мухажир Этуев, генеральный директор ЗАО "Приневское". "Изменения в закон о торговле давно созрели. Бонусы были кабальные — к установленным 10% прибавлялись сборы за логистику, рекламу, открытие новых торговых точек и прочее. В итоге удержаться в сетях было сложно, это серьезная финансовая нагрузка на производителей", — говорит он.

Интересы сторон

Однако некоторые участники рынка полагают, что закон в новом виде вряд ли что–то изменит. Игорь Егоров, гендиректор Всеволожского мясного двора, из–за высоких бонусов последние 5 лет не работает с сетями и не планирует и дальше, несмотря на изменения.
В снижении бонуса в среднем до 5% (с формальных 10%) не заинтересована ни одна из сторон, считает Павел Смирнов, коммерческий директор ГК "Энерго". "Производители раньше выставляли план в сеть и понимали, сколько продадут в обмен на этот бонус. Бонус являлся инструментом продвижения, он позволял обеспечить товарам хорошие места продаж, размещение в каталогах, специальные ценники, отдельные стенды. И у ретейлера с уменьшением бонуса исчезает стимул для активизации продаж определенного продукта", — объясняет Павел Смирнов.
"Пока поставщики зависимы от сетей, ничего по сути не поменяется, они пойдут на подписание любых дополнительных договоров, чтобы сохранить свои продажи", — уверен в последствиях Александр Афиногенов, независимый эксперт FMCG–рынка. А вот затраты на адаптацию к новым условиям лягут на покупателей — традиционный осенний рост цен будет сочетаться с комиссией за исполнение законодательных изменений.
"Глобальных изменений в работе мы не ожидаем, всегда остаются человеческие отношения с поставщиками, с которыми работаем много лет", — говорит Дмитрий Попов, заместитель генерального директора сети "Лукошко". Сети и поставщики смогут найти альтернативные варианты продвижения товара, несмотря на снижение размера бонусов, говорит он.