Менять только к лучшему

Автор фото: Ковалев Петр

Во время кризиса важно быстро реагировать на трансформации рынка. Диверсификация бизнеса позволяет в том числе увеличивать свое присутствие на рынке. Правда, пока девелоперы в основном заинтересованы в расширении географии строительства, нежели в коренном изменении стратегии ведения бизнеса.

Со стороны строительного рынка звучат противоположные мнения о том, какова должна быть позиция компаний во время кризиса. С одной стороны, начинать что–то кардинально новое в непростое и без того время кажется необдуманным. "Для диверсификации кризис не самое удобное время", — отмечает директор по продвижению ГК "Ленстройтрест" Дмитрий Карпушин.
"В первую очередь строители должны сосредоточить свои усилия на достройке тех объектов, которые находятся у них в завершающей стадии, чтобы не допустить задержки сроков их сдачи или, что еще хуже, появления недостроя и обманутых дольщиков, — отмечает генеральный директор Объединения строителей СПб Алексей Белоусов. — Компаниям следует искать пути рационального использования средств и специализироваться на основном виде деятельности — в данном случае на строительстве".
С другой стороны, невозможно не реагировать на изменяющиеся тренды рынка, а значит, менять в своей работе все–таки что–то придется. "По нашему мнению, самая верная антикризисная стратегия — не упустить в период стагнации рынка новые возможности и использовать это время с максимальной эффективностью для компании", — считает Владимир Трекин, первый заместитель генерального директора УК "КВС".

С севера на юг

Компании, которые не просто завершают начатое, но и активно развивают новые проекты, пока демонстрируют в основном расширение географии застройки. Правда, стоит отметить, что это постоянный процесс, происходивший и до начала кризиса. "Строительные компании так или иначе рассматривают расширение земельного банка", — отмечает первый заместитель генерального директора "Главстроя–СПб" Александр Лелин, — мы сегодня сконцентрированы на реализации своих флагманских проектов — жилого комплекса "Северная долина" и нового жилого района "Юнтолово".
Тем не менее компании проявляют заинтересованность в поиске новых локаций. Например, компания "КВС" основное строительство ведет во Всеволожском районе — в Янино и Сертолово, где общий объем составляет более полумиллиона квадратных метров жилья. Но уже в этом году мы приступили к нулевому циклу строительства нашего жилого комплекса в Подмосковье и к реализации проекта на пр. Маршала Блюхера в Петербурге, рассказывает Владимир Трекин.
Setl City в последние годы начала строительство сразу нескольких микрорайонов комфорткласса на окраинах города, поэтому сейчас сконцентрирована на новых объектах в обжитых локациях, рассказывает заместитель генерального директора по экономике и финансам Setl City Игорь Влащенко. По его словам, с начала года адресная программа компании пополнилась участками на Петровском и Васильевском островах, в ближайших планах компании — расширение портфеля проектов землями в Выборгском, Приморском и Московском районах. В ГК Normann говорят, что также заинтересована в освоении новых локаций, в частности в южных районах Петербурга и Ленобласти.

Свободное место

Одним из результатов кризиса является неизбежный уход с рынка ряда игроков, причем не только небольших компаний, но и строительных гигантов. При этом компании, покидающие рынок, зачастую распродают земельные портфели, строительные объекты — в том числе незавершенные. Поэтому, по словам Алексея Белоусова, у организаций, для которых строительство является основным видом деятельности, появляется возможность усилить свои позиции и расширить бизнес. "И здесь главное — не упустить такой шанс", — говорит он.
Правда, на практике оставшиеся девелоперы не стремятся занять место ушедших. "Выжидательная позиция "вот сейчас кто–то уйдет с рынка, а мы тут как тут и займем его нишу" — не лучшая, слабая позиция", — отмечает Дмитрий Карпушин.
К тому же нельзя говорить о том, что уход с рынка одних компаний создает более благоприятные условия для других игроков. Так, в ГК Normann отмечают, что рынок сужается быстрее, чем слабые компании уходят с рынка.
"Возможность расширения объема работ зависит не от количества конкурентов в регионе, а от состояния рынка", — отмечает Владимир Трекин.
К тому же уход с рынка каких–либо компаний в этом секторе экономики может создать дополнительную нервозность в это непростое время, что, несомненно, отразится на спросе, отмечает Александр Лелин. Поэтому застройщики надеются на то, что рынок все–таки будет оставаться стабильным и все обязательства перед покупателями квартир будут выполнены.

Шире или уже

Еще один вариант диверсификации бизнеса — выход в другие классы. Например, из экономкласса в комфорт, премиум. В ГК Normann отмечают, что это, как и освоение новых локаций, позволяет привлечь новых клиентов. В то же время в компании "Главстрой–СПб" говорят, что спрос на жилье сегмента масс–маркет остается достаточно стабильным, поэтому компания придерживается стратегии работы именно в этом сегменте.
Существует также мнение, что компаниям следует не расширять, а, напротив, сужать границы того, чем она занимается, чтобы уже в узких рамках повышать качество работы. По словам Дмитрия Карпушина, в ближайшее время конкуренция будет разворачиваться в двух аспектах. Первый — это более качественное проектирование, второй — расширение функционала, который предоставляет людям жилой комплекс. "Ответ на кризис — это все–таки не когда застройщик сначала строил жилые "коробки", а потом — те же "коробки" под цеха или офисы, — отмечает Дмитрий Карпушин. — Это более осмысленный ответ на запросы клиентов, которые хотят не просто покупать квадратные метры, но и иметь жилье с доступом к работе и социальным сервисам".

Лишние траты

В то же время изменение концепции развития компании или выход в другие классы в момент кризиса связаны с большими тратами и влекут за собой неоправданные риски, отмечает Алексей Белоусов.
Игорь Влащенко говорит, что диверсификация бизнеса позволяет расширить пул клиентов, но никак не сказывается на издержках, а именно они в сложной экономической ситуации требуют оптимизации в первую очередь. "Расширение круга клиентов за счет новых ниш и выхода в другие классы должно рассматриваться исключительно как изменение стратегии развития предприятия", — соглашается с ним Александр Лелин, отмечая, что это не позволяет снижать издержки.
Для снижения издержек компании оптимизируют собственные затраты по разным направлениям. Так, по словам Владимира Трекина, это происходит за счет сокращения неперспективных направлений, избавления от непрофильных активов — все это в конечном итоге ведет к оздоровлению бизнеса. В Setl City в прошлом году появились собственное архитектурное бюро и дирекция генерального подряда. "Данные нововведения в первую очередь повлияли на сроки выполнения работ и количество задействованных сторонних подрядчиков, что благотворно сказалось на экономике проектов", — отмечает Игорь Влащенко.
В ГК Normann говорят о том, что активно внедряются новые материалы и технологии строительства, в том числе по тем элементам стройки, которые раньше считались мелкими, по возможности снижаются накладные расходы.
Александр Лелин, в свою очередь, говорит, что к основным инструментам снижения издержек относятся работа с себестоимостью, оптимизация проектных решений, сокращение цикла строительства, а также модернизация бизнес–процессов в компании. Причем, по его словам, эта задача должна решаться постоянно и не зависеть от благоприятности временной ситуации.
С ним соглашается Станислав Жигунов, руководитель отдела маркетинга и рекламы ГК "ЦДС". "С себестоимостью нужно работать постоянно, анализируя рынок и свои технологии работы. Не нужно ждать кризиса, чтобы оптимизировать бизнес–процессы. Так компания лишает себя части доходности, теряет возможности. У нас эта работа ведется на регулярной основе", — отмечает эксперт.
"Идеальных времен в строительном бизнесе не было и не будет", — говорит Владимир Трекин. Ведь периоды спада рынка, случающиеся с незавидной регулярностью, давно стали частью жизни строителей, поэтому менять стратегию только потому, что наступил кризис, приходилось бы слишком часто.