В Петербурге число желающих перевести пенсии в НПФ в 2016 году сократилось

Автор фото: Смитюк Юрий/ТАСС

Петербуржцы потеряли интерес к своим пенсиям. Число заявлений о переводе будущих пособий в НПФ сократилось в 3 раза, что противоречит общероссийской тенденции.      

По данным Пенсионного фонда России ( ПФР ), на 1 июня 2016 года граждане подали более 1 млн заявлений о переводе своих пенсионных накоплений против 620 тыс. годом ранее. В целом по стране из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) хотят перейти 504,5 тыс. человек (против 338,5 тыс. на 1 июня 2015 года), а в Петербурге — только 769 человек против 2637 годом ранее. Петербуржцы противоречат общероссийской тенденции и не стремятся накопить на старость побольше.
На начало июня 2016 года в 2 раза больше будущих пенсионеров, чем годом ранее, — 469,4 тыс. против 217,2 тыс. в 2015 году — изъявили желание сменить НПФ. В Петербурге же в этом году только 63 человека против 571 за 5 месяцев 2015 года написали заявления о переходе из одного негосударственного фонда в другой. Единственное, в чем петербуржцы подтверждают общую тенденцию, так это в снижении числа переходов из НПФ обратно в ПФР (526 заявлений на 1 июня 2016 года против 963 — на ту же дату в 2015 году).
Туманное будущее
Отрицательная динамика в Петербурге не обязательно говорит о низкой активности его жителей в части своих пенсий. «Снижение числа заявлений от населения в Петербурге может иметь чисто техническое объяснение: многие крупные НПФ не взаимодействуют с местными отделениями ПФР и сдают отчетность напрямую в головное управление», — говорит Сергей Околеснов, гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер». Пенсионные фонды могут сдавать отчетность сразу в ПФР в Москву в электронном виде с электронной цифровой подписью. Однако сокращение обращений также отражает и реальную картину. «В этом году в целом объемы привлечения НПФ уменьшаются, энтузиазм как пенсионных фондов, так и населения тоже заметно снизился», — говорит Сергей Околеснов.
На общем настроении участников пенсионного рынка сказывается непонимание, как дальше будет развиваться пенсионная система, а также рост ограничений со стороны регулятора. С января 2017 года пенсии населения могут снова «заморозить», то есть приостановить формирование ее накопительной части, которая составляет 6% из 22% ежемесячных отчислений от зарплаты каждого гражданина. С таким предложением весной выступило Министерство финансов.
Впервые формирование накопительной части приостановили в 2014 году из-за сложной ситуации в экономике (средства, которые отчисляли граждане, пошли на выплаты текущих пенсий). Правительство на год взяло в свое распоряжение средства, накопленные населением, после чего они должны были вернуться в НПФ. Но после мораторий продлили еще на 2 года.
«Перспективы развития пенсионной системы становятся все более туманными, и у фондов есть единственное желание: чтобы не вносились никакие изменения в законодательство», — комментирует Сергей Околеснов. «Рост числа заявлений по стране, мне кажется, сродни протестному голосованию. Все эти разговоры о новой накопительной пенсионной системе пугают и дезорганизуют людей, — говорит Валерий Виноградов, советник президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов. — Так, в конце 2015 года у НПФ был просто аншлаг».
Пробел в знаниях
Мало кто не распорядился своими пенсиями в прошлом году, а те, кто этого не сделал, ложно уверены, что у них больше нет возможности перейти в НПФ. «Большинство неправильно истолковали требование распорядиться своей накопительной частью пенсии до конца 2015 года (отдать ее НПФ или оставить в ПФР) и решили, что это последний шанс в принципе перевести свои пенсионные средства из государственного фонда в негосударственный», — говорит Галина Васильева, заместитель директора дирекции по СЗФО НПФ «КИТФинанс».
Кроме того, в 2015 году многие заявления не были приняты из-за технических ошибок, но заявители об этом не были уведомлены, то есть думали, что их пенсии уже переведены в НПФ. Хотя ПФР должен был их письменно уведомить о том, что их заявления не приняты, но почему-то этого не делал.