Рецензия на книгу "Взлом креатива"

Автор фото: Александр Щербак/ТАСС

Журналист Анастасия Жигач - о книге "Взлом креатива" Майкла Микалко.

Разрежьте торт. Ну же, не стесняйтесь, режьте. У вас будет восемь гостей, но нож можно использовать только три раза, потом сломается. Итак, три движения ножа и восемь кусочков. Время пошло!
Ответ найдется в книге "Взлом креатива" издательства "Манн, Иванов и Фербер", выпущенной не так давно. Привожу его как есть: можно разрезать торт напополам (раз!), водрузить один кусок над другим, разрезать снова (два!), снова составить башенку и чиркануть в последний раз (три!).
Никто, между прочим, не говорил, что торт должен остаться красивым. Впрочем, и то, что кусочки лакомства должны быть равными, тоже не указано в ТЗ. Это мозг услужливо подсказал вам детали. Какого цвета салфетка? Быстро! Ну? Белая? О нет. Надо срочно учиться обманывать свой мозг, господа, и уходить от линейного мышления в сторону творческого. Продолжайте чтение книги.
Приготовьтесь: ближайшие 400 страниц Эйнштейн ваш личный друг. Можете заменить его на Фрейда. И тот и другой тут часто упоминаются и ставятся в пример. Майкл Микалко, автор "Взлома креатива", известный специалист по мозгам и автор не одного бестселлера, препарирует в этой книге сам процесс мышления. Снимает черепную коробку и запускает туда свои длинные ловкие руки.
Дает возможность заглянуть в записные книжки к великим: Эйнштейн, Дарвин, да Винчи, Эдисон. Учит использовать визуальную логику. Показывает, как проблему пропустить через мясорубку разных методик. Рисовать ее, представлять едой, пришить уши (откуда они торчат?), оживить, дать имя, приручить, разбить, превратить в звук и даже более того — вступить с ней в романтические отношения.
Заставляет задавать цветные вопросы и смотреть на свою задачу глазами лидера вашей отрасли. "Многие не слышат, как возможности стучатся в дверь, потому что собираются закончить задуманное в соответствии с заранее намеченным планом", — предостерегает он и призывает бороться с шаблонным думанием. Для этого он последовательно описывает девять мыслительных стратегий, напирая на то, что гением, мол, может стать каждый.
Три интересные вещи: гении входят не в дверь. Гении очень много раз входят не в дверь, прежде чем найти, через что им войти. В процессе поиска своей уникальной двери гении описывают эту самую дверь не только с точки зрения гостя, но и с точки зрения прохожего, гостя, дверного косяка, дома, кота и розового куста у порога.
Иными словами: свою задачу умные люди решают не самым очевидным путем, и количество попыток найти тот самый неочевидный путь обязательно переходит в качество тогда, когда оно огромное. Обычный же человек, повертев в руках задачу 1–2 дня пятью разными способами, откажется от ее решения и прибегнет к мыслительному шаблону. Вывод очень простой — гении просто продуктивнее нас с вами.
Я ехала с этой книгой в метро. Все заглядываются: каждый лист притягивает взгляд. Но попутчики быстро начинают скучать: дело в том, что книга нашпигована задачами — читать ее быстро, вдохновенно, будто роман на пляже, не получится. Это не отдушина после работы, никак нет.
Зато в этой книге нет фиг в кармане. Она, правда, учит: не куда смотреть, а как. Учит знать, как смотреть в этой и в той ситуации — в соответствии с мыслительной стратегией да Винчи. Поэтому на каждой странице найдется головоломка, задача, ловушка–ребус, сложносочиненная схема и диаграмма. Мозг ленится решать эти задачи. И это прекрасно: он понимает, что после прочтения "Взлома креатива" жизнь его не будет прежней.
Автор честно предупреждает: "Нельзя понять, как далеко это вас заведет. Мы живем в мире, который дает не гарантии, а возможности". В принципе, автору можно в этом верить. Креативом, в смысле изучением креативного мышления, он занялся еще в молодости. Будучи офицером американской армии, собирал экспертов НАТО и ученых из разных стран, чтобы проанализировать доступные методы творческого мышления. Затем работал с исследовательским центром ЦРУ, рассказывал о своих открытиях Gillett, Kodak, Microsoft, Ford и General Motors.
Теперь почитать могут все. Есть в книге, правда, слабое место. В эпоху цифры пользоваться карточками, ножницами и клеем, как частенько предлагает автор, несколько неудобно. Часто проблему надо решать здесь и сейчас, как правило, в антураже "иду, и в руке телефон". Тут не до клея. Потому, конечно, не хватает книге списка приложений, которые позволят и визуализировать проблему, и поработать с ней всеми доступными после прочтения этого опуса способами.
"Взлом креатива" продолжает идеи бестселлеров "Рисовый штурм" и "Игры для разума", написанных тем же автором, Майклом Микалко. Вы предприниматель, фотохудожник, повар, пенсионер или президент? Отлично, книга вам подойдет. Лишь повторю: читать не напрягаясь не выйдет.