В Петербурге появилось современное экспозиционное пространство

Автор фото: Дмитрий Грозный

 Арт-критик Станислав Савицкий - об открытии Конногвардейского манежа после реконструкции.

До недавнего времени в Петербурге, как это ни удивительно, не было современного экспозиционного пространства. Дворцы в ведении Русского музея с их неприкосновенными историческими интерьерами противопоказаны contemporary art и кураторским проектам. В них, конечно, и Роберта Индиану, и парсуны деятелей петровского Всешутейшего собора показывают, но только потому, что для нас декор в стиле ампир или рококо в таких случаях как будто не считается.
Все ждали перемен от Главного штаба Эрмитажа, но эта экстравагантная площадка работает на экспозиционную политику музея. Даже в креативных кластерах, которых теперь у нас немало, зала, оборудованного для современных выставок, почему–то нет. Хорошо хоть есть чем утешиться: Мраморный зал в Этнографическом идеален для прощаний и юбилеев после 70.
Наконец–то лед тронулся. Закончена реконструкция Конногвардейского манежа. В 1980–е это была прогрессивная площадка для современных художников. В 1990–2000–е, когда левый ЛОСХ и нонконформистов потеснил contemporary art, ежегодные коллективные выставки, которыми славился Манеж, стали милым ретро.
Впрочем, их никогда не игнорировали. Реконструкция этого легендарного выставочного зала назрела лет пятнадцать назад. Длилась она удивительно недолго. В декабре прошлого года Манеж показали узкому кругу профессионалов, полгода ушло на технические доработки, и вот — открытие первой большой выставки "Русские художники на Венецианской биеннале". Звучит солидно, и за державу не обидно. В новом формате Манеж не будет размениваться по пустякам. Скоро к нам начнут привозить топовые зарубежные выставки, возможно, скооперировавшись с московскими коллегами.
А пока что — ретроспектива наших недавних арт–достижений: проекты для национального павильона на биеннале и для специальной или параллельной программ. Некоторые вещи, например инсталляция Дмитрия Гутова, бесспорно выдающиеся. Подавляющее большинство — типичные фестивальные проекты, качественные или остроумные. Кое–что можно было бы придержать в запасниках. Впечатление от этого смотра рекордов столь же забавное, как от песни "Герои спорта" в исполнении Магомаева. Планка взята высокая, и уже осенью мы увидим Манеж нового образца.