В Петербурге предприниматель наладил производство роботов-манекенов

Автор фото: Сергей Ермохин

Предприниматель Андрей Капитонов наладил производство "живых" манекенов и вышел на оборот 12 млн рублей в год.

Со своим будущим партнером по бизнесу Андрей Капитонов познакомился в 2014 году на "Бизнес–карусели" школы "Вверх". "Инженер Михаил Кузнецов презентовал тогда стартап: манекен–промоутер, шевелящий руками. На "Карусели" он искал партнеров", — вспоминает Андрей Капитонов, бывший в то время директором по маркетингу сети магазинов "Гирлянда". Идея робота–рекламщика так ему понравилась, что он поставил манекен у входа в один из магазинов.
Внутри манекена был мотор, который заставлял руки с табличкой совершать круговые движения, чем манекен и привлекал внимание прохожих. "За первый день он поднял количество чеков на 17%, — вспоминает Андрей Капитонов. — А потом достиг максимума эффективности — 30%".
Вдохновившись результатом, Капитонов предложил инженеру свою помощь, а вскоре ушел с наемной работы. На позиции совладельца стартапа он начал активно заниматься продажами нового рекламного носителя. Компания получила название Streetwins. Инвестиции в бизнес составили 5,3 млн рублей. Сейчас он работает с рентабельностью 27%.
Бизнес начинался в контейнере на складе: там был и офис, и сбор манекенов. Инженер собственноручно вставлял в них железное сердце и мотор. Сейчас производство выглядит солиднее: манекенов превращают в роботов уже три мастера в собственном цехе (250 м2) на Обводном канале. В месяц удается производить 10 манекенов, каждый весит почти 40 кг. Их сдают в аренду или продают — как в Петербурге, так и в регионах России.
Сейчас, например, 64 робота компании Streetwins работают в 16 городах по всей стране. Пятнадцать из них "трудоустроены" в Петербурге.
"В регионах рекламный рынок еще не избалован, поэтому робот пользуется хорошим спросом, — объясняет бизнесмен. — Главные наши клиенты — это малый и средний бизнес. Чаще всего из области общепита или автосервиса". Впрочем, клиенты приходят из самых разных отраслей, например из недвижимости. Однажды манекен даже продал две новые квартиры. Есть и известные клиенты: "220 вольт", "Розовый кролик", "Кофе Хауз".

Война манекенов

Оборот компании в месяц составляет 1 млн рублей. Главный конкурент Streetwins, компания PromoRobo, родом из Нижнего Новгорода. Она появилась чуть раньше Streetwins, но не так активно работает с регионами.
Чтобы отличаться от конкурентов, инженер Кузнецов постоянно модернизирует манекены: сейчас они уже умеют крутить не только руками, но и головой и ногами. Впрочем, роботы в состоянии раскрутить себя сами. В Instagram много видео с прохожими, которые становятся рядом с роботом и начинают повторять за ним движения. Получается смешно, и вирусность таких видео зашкаливает. Однажды так сделал музыкант Дэвид Браун (Brazzaville), гулявший по Петербургу после концерта.
В 2015 году городской рынок наружной рекламы составил 3,6 млрд рублей. "Рынок давно экспериментирует с динамическими носителями, вопрос только в форме этих носителей, — напоминает президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский. — Говорить, что проект прорывной и инновационный, не совсем корректно. Хотя и можно назвать такую форму рекламного носителя новинкой".