Плюсы и минусы уберизации

Руководитель Северо–Западного филиала компании AT Consulting Евгений Гончаров — о плюсах и минусах уберизации.

Процесс появления в различных отраслях бизнеса инновационных решений, которые ведут к революционным изменениям в экономике страны, специалисты называют уберизацией. Уберизация стала одним из главных трендов, она способствует тому, что реальный и виртуальный сектора сливаются. Таким образом, развитие мобильных технологий идет вперед большими шагами, а государство не успевает вводить нормы регулирования формирующейся новой сферы в бизнесе.
Если говорить про некую идеальную модель уберизации, то любой "убер" как сервис дает огромное количество плюсов как потребителям, так и бизнесу. В первую очередь это гарантия оптимальной цены, скорость оказания услуги. Уберизация позволяет значительно экономить на внутренних процессах бизнеса, связанного с оказанием услуг агентами. Но, кроме того, данная модель дает возможность начать бизнес людям, которые никогда не занимались собственным делом. Клиенты таких новичков рискуют получить некачественную услугу. Рискуют деньгами, а иногда и здоровьем.
Важно понимать, что не во всех секторах экономики модель уберизации легко применима. На рынке, где много потребителей и есть четкие параметры оказания сервиса (например, указана цена за единицу, срок, объем), все достаточно прозрачно и прогнозируемо. В таких условиях управлять убер–моделью проще, чем на рынках с размытыми определениями товаров и услуг.
Появление новых "цифровых" отраслей побуждает государство стимулировать и поддерживать процесс уберизации. Но не стоит исключать и возможность введения ограничений в этой сфере. Главная цель любого государства — заставить бизнес на своей территории работать максимально эффективно как в финансовом, так и в социальном плане и развивать новые технологии, которые меняют привычный мир. Предел технологического роста проекта наступает там, где предпринимательство начинает нарушать права потребителей.
Количество стартапов растет в геометрической прогрессии, большинство из них завязано на технологиях, и не во всех странах жители готовы принимать "мобильный" бизнес. Рассмотрим, например, сервисы такси. Модель компании Uber прижилась в России быстрее, чем в странах Западной Европы и США, и работает у нас намного эффективнее. Это связано с несколькими факторами, среди которых ограниченное количество автопарков, слабая культура управления таксопарками и, безусловно, стереотипы функционирования такого типа организаций в стране. Но в некоторых странах модель уберизации оказывает негативный эффект как на экономику, так и на общество. Например, в Индии и Таиланде зафиксировано много случаев насилия над таксистами, а в Германии и Франции часто организовываются забастовки профсоюзов и суды.
Стоит отметить, что модель уберизации сейчас активно применяется в финансовом секторе. Банки максимально сокращают количество посредников при предоставлении услуг. Приоритетными становятся сервисы электронных платежей и разработка цифровых банков. К примеру, в Китае объем P2P–платежей (межпользовательских, без посредников) составляет уже почти $67 млрд, а в США — $16,6 млрд.