Россияне предпочитают покупать дешевое вино по акциям в магазинах

На волне патриотизма и подорожавшего импорта продажи российского вина резко росли в начале 2015 года. Но сейчас потребители покупают то вино, которое может предложить магазин в рамках акции.

Российское вино пользуется спросом, но причины его покупки далеки от политики — оно просто дешевле иностранных аналогов, утверждают участники рынка.
Кризис заставил больше половины покупателей присмотреться к распродажам, а не вкусовым характеристикам продукта.

Истина в цене

По данным ГК "Дикси", потребление вин российского производства увеличивается в среднем на 20% в год, притом что в прошлом году, по данным Росстата, объем продаж вина в целом в Петербурге снизился на 16,3%, до 2,9 млн дал. "Однозначно востребовано вино из Крыма, здесь можно говорить о патриотизме, а вот вина Кубани, Краснодара только формируются в сознании потребителя", — замечает Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА).
Как рассказал Павел Титов, президент винного дома "Абрау–Дюрсо", на открытии своего бутика в Петербурге, отечественное виноделие за последние 5–7 лет сделало существенный скачок и продолжает развиваться, что позволяет по многим позициям конкурировать с европейскими аналогами. "В большинстве случаев иностранные вина более качественные, но отдать за бутылку 500, а то и 700 рублей люди сейчас могут только в честь большого праздника", — считают в сети "Реалъ". "Импортное вино в рознице действительно немного сдало позиции, причина — в резком росте его стоимости", — отмечает эксперт винного рынка Сергей Худяков.
Согласно статистике, в 2015 году объем импорта тихих вин в Россию составил около 170 млн л, тогда как годом ранее — 250 млн л. Доля вин России и Крыма в категории тихих вин приближается к 50%, отмечают в ГК "Дикси".
По данным производителей, основной объем российского вина продается в ценовом диапазоне до 500 рублей. Если импортное вино в результате маркетинговой акции попадает в этот коридор, спрос быстро переключается в его пользу. Есть также категория отечественных вин, которая продается по цене не выше 150 рублей. Импортное вино в этой ценовой категории значительно проигрывает по качеству российскому, отмечает Вадим Дробиз.

Не хватает винограда

До сих пор остается актуальным вопрос, что считать российским вином. Из–за дефицита отечественного сырья подавляющее большинство вин, на которых указано "Сделано в России", изготавливается из импортных виноматериалов. По факту в России идет просто розлив по бутылкам того же импорта.
Сегодня в стране с учетом Крыма площадь виноградников составляет 90 тыс. га, но плодоносит менее 60 тыс. га, из которых 45 тыс. га — это технические виноградники, то есть сырье идет на производство вина. В 2014 и 2015 годах из него было произведено примерно 350 млн л виноматериала. При этом объем потребления составляет 1,4 млрд л вина, то есть объем самообеспечения незначительно превышает 20%. "Нам нужно, чтобы было в 4 раза больше виноградников, а это перспектива даже не 5, а 10 лет", — замечает Вадим Дробиз.

Поддержка неощутима

Российские власти много говорят о государственной поддержке винодельческой отрасли. Среди заявленных мер — увеличение субсидий, но их доля — не более 15% в общей сумме инвестиций в качественную посадку, утверждают производители. Также с 2015 года разрешена ночная реклама вин, произведенных в России или изготовленных из выращенного на территории страны винограда. Кроме того, правительством было введено понятие вин защищенного географического указания, однако пока такой статус никому не выдали, маркировку вин не меняли. Введения новых этикеток рынок ждет в следующем году.
Инвестировать в виноградники бизнесмены тоже не спешат, даже с льготной ставкой кредитования 10%. "Виноградник — многолетнее насаждение, и у инвестора есть много других альтернатив вложения средств для получения более быстрого дохода", — отмечают в компании "Николаев & Сыновья".
Недавно в первом чтении был принят законопроект о снижении стоимости лицензии для производителей вина с 800 тыс. до 65 тыс. рублей. По замыслу законотворцев, это позволит поддержать небольшие винодельческие хозяйства. По подсчетам автора инициативы депутата Виктора Звагельского, в России примерно 200 хозяйств занимаются виноделием. "Это хорошая идея, но всплеска заявок от фермеров не жду, слишком много других сдерживающих развитие факторов", — отмечает Вадим Дробиз. По его словам, надежды есть на новую программу, которая сейчас обсуждается и будет планировать развитие отрасли до 2020 года.
Большинство вин нельзя называть российскими, потому что они сделаны не из российского винограда. Это связано с нехваткой виноградников в стране, а также с низким качеством существующей массовой посадки. Российским инвесторам, которые хотят заработать быстрее чем за 8–10 лет, невыгодно сажать виноград. На Украине, например, ввели пошлину на водку и сборы направляют на субсидии для посадки виноградников (до 80%). Потому что у винограда высокий потенциал экспорта. У нас до сих пор вино воспринимают как "вредную алкогольную продукцию". Да, есть изменения, но за 2 года по факту никаких серьезных мер поддержки не ввели.
Михаил Николаев
гендиректор ТД "Николаев & Сыновья"
Российское вино постепенно выдавливает с полки иностранную продукцию, которая сильно выросла в цене. Если раньше доля иностранного вина в ассортименте могла достигать 70%, то сейчас у всех составляет примерно 60%. Российские потребители любят вино, но в ситуации снижения доходов они переключаются на более доступное предложение. Самое востребованное вино — то, которое продается по акции и преодолело необходимый психологический минимум, например 399 рублей. Тогда его продажи растут и в 6, и в 10 раз. В целом российское вино продается в ценовом диапазоне до 300 рублей и 400–500 — если речь идет о марочных винах.
Ян Грасис
начальник отдела закупок сети "РеалЪ Свежие продукты"