В Росавтодоре проходят масштабные обыски по подозрению во взяточничестве

Автор фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

В Росавтодоре, ведомстве Романа Старовойта, проходят масштабные обыски по подозрению петербургских сотрудников во взятках. "ДП" изучил все версии, но приоритетная — о взятках за использование и выкуп земель вдоль федеральных трасс.

Сегодня, 28 июня, на Росавтодор обрушились обыски. Сотрудники правоохранительных органов (Следственный комитет, ФСБ и др.) пришли в отделения ведомства в Петербурге, Ленобласти и Москве. Обыски связаны со взятками, однако пока не сообщается, о каких конкретно контрактах идет речь. По данным "ДП", дело касается использования земель вдоль федеральных трасс на Северо-Западе: чиновники выкупали участки накануне строительства, договаривались об их высокой оценке с оценочными компаниями, и затем Росавтодор покупал эти земли под строительство дороги. Кроме того, возможно, речь идет о взятках со стороны бизнесменов, которые устанавливали заправки и магазины вдоль трассы.
В "Севзапуправтодоре" (отделение Росавтодора на Северо-Западе с головным офисом в Петербурге на Съезжинской улице, 3) подтвердили факт обысков, но комментировать происходящее отказались. В Росавтодоре не подтверждают факт обысков в московском офисе.
По подозрению в получении взятки задержан Тимофей Мещеряков, который долгое время работал именно в "Севзапуправтодоре", где руководил отделом имущественных отношений. Сейчас он занимает пост заместителя руководителя управления земельно-имущественных отношений Росавтодора и проживает в Москве. На этот пост он был назначен совсем недавно, несколько недель назад. Работу Тимофея Мещерякова в федеральном ведомстве курировал Андрей Костюк, заместитель директора Росавтодора. Он тоже ранее работал в "Севзапуправтодоре". Также по делу допрашивают Владимира Чернуху, который тоже работает в "Севзапуправтодоре" на посту начальника отдела развития объектов дорожного сервиса и инфраструктуры и тоже участвует в решении вопросов имущественных отношений.
Уголовное дело изначально было заведено из-за давних событий мая 2013 года. По подозрению следователей, Тимофей Мещеряков получил три магнитные топливные карты, через которые в течение следующих 3 лет получил взятку в размере 730 тыс. рублей от нескольких коммерческих компаний за покровительство их работам по оценке стоимости земли вдоль трассы. Впрочем, источники "ДП", знакомые с работой ведомства, полагают, что эти подозрения легли в основу гораздо более масштабного расследования. "Из-за 730 тыс. рублей обыски по всей стране не проводят", — сказал собеседник "ДП", пожелавший остаться неизвестным.
Именно под руководством Тимофея Мещерякова решались имущественные вопросы с землями, которые прилегают к трассе "Скандинавия": по заказу Росавтодора трассу расширяет компания ВАД (один из главных подрядчиков Росавтодора, второй крупнейший подрядчик — "Мостотрест"). Впрочем, по данным "ДП", непосредственно "ВАД" и другие дорожно-строительные компании к этой истории отношения не имеют. Коррупция происходила еще до того, как подрядчик вышел на стройку.  
Около года назад "ДП" писал о том, как идет выкуп земель для расширения "Скандинавии", поскольку собеседники "ДП" в дорожно-строительной отрасли порекомендовали журналистам издания изучить этот вопрос и приглядеться к тому, как расходуются деньги на выкуп земель. За комментариями журналист "ДП" обратился именно к Тимофею Мещерякову. На протяжении всей беседы Тимофей Мещеряков с большим раздражением реагировал на просьбы журналиста называть конкретные условия выкупа, названия компаний-оценщиков и детали сделок и упорно утверждал, что выкупать вдоль трассы особо нечего. Один из собеседников "ДП" в дорожно-строительной отрасли теперь полагает, что стройка "Скандинавии" стала одной из основных причин обысков, которые проходят сейчас в Росавтодоре. 
До прихода в Росавтодор Тимофей Мещеряков был собственником компании "Северо-Западная дирекция по комплексной подготовке территорий строительства", которое находилось в одном здании с компанией "Логоваз-Нева" (гендиректор Евгений Войтенков). Также Тимофей Мещеряков работал в компании "Западный скоростной диаметр", которая представляла Смольный в консорциуме по строительству платной магистрали на территории Петербурга. В компании Тимофей Мещеряков тоже занимался выкупом земель и гаражей для строительства ЗСД.
Впрочем, есть и еще две версии происходящего. Один из собеседников "ДП", хорошо знакомый с рынком госзаказа, предположил, что история с землями при федеральных трассах стала лишь поводом. Причиной же послужила история с Григорием Баевским, чье имя прогремело накануне скандала с панамскими офшорами. Как рассказывал тогда "ДП" этот же собеседник, на рынке считалось, что именно Григорий Баевский может помочь петербургской подрядной компании получить заказы от Росавтодора. Также, по словам собеседника "ДП", Григорий Баевский намекал, что хорошо знаком с президентом РФ, хотя многие из предпринимателей сомневались, что это так. "После скандала с офшорами его деятельность заметили на федеральном уровне и решили разобраться, кто и что там делает в северо-западном отделении Росавтодора", — предположил собеседник "ДП".
Кроме того, еще один собеседник "ДП" напомнил об истории годичной давности с уголовным делом в отношении сотрудника строительного холдинга "Возрождение" и чиновника из "Севзапуправтодора". В том случае дело было заведено по ст. 291, ч. 5 УК РФ "Дача взятки". Источник "ДП" предположил, что примерно с этого момента, как клубок, следователи начали раскручивать работу северо-западного отделения Росавтодора. Впрочем, в отношении "Возрождения" все обвинения были сняты.
Лишь в одном сходятся все собеседники "ДП": при желании коррупционную составляющую можно обнаружить в любом дорожно-строительном контракте. "Видимо, кто-то в Росавтодоре обнаглел, раз там начались такие масштабные обыски. Честно говоря, я не замечал на федеральных трассах, которыми занимается "Севзапуправтодор", серьезных нарушений в процессе стройки. Они хотя бы не ремонтируют дважды одни и те же участки, в отличие от местных петербургских заказчиков. Но дорожный ремонт сам по себе достаточно коррупционный, поэтому, полагаю, найти что-то можно чуть ли не в каждом контракте, причем еще до того, как подрядчик вообще выходит на объект", — говорит Святослав Данилов, руководитель ассоциации "СПБ.Авто".  
"Меня не удивляют эти обыски. Меня скорее удивляет, что по стране так мало уголовных дел, связанных со строительством дорог. В этой отрасли распределяются миллиарды, и соблазн, чтобы часть денег "прилипла" к рукам, для чиновников очень велик. В дорожной стройке первое воровство может происходить еще до того, как начались работы. Например, при проектировании в смете закладывают доставку гравия в Ленобласть из Вологды, а по факту возят его с соседнего карьера. Или, скажем, пробы асфальта: их можно взять там, где просит дружественная фирма, то есть именно на том участке, где все в порядке. То же и с инновационными технологиями, и с имущественными вопросами. В итоге воровство здесь всегда скрыто под слоем асфальта, поэтому такие дела очень сложно расследовать. Думаю, обнаружили какую-то деталь и распутали историю, как клубок", — говорит руководитель сообщества автомобилистов "Свобода выбора" Александр Холодов.
Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) было создано в 2004 году. Оно подконтрольно Министерству транспорта. Агентство управляет сетью федеральных автомобильных дорог, а также является заказчиком ремонта и строительства этих дорог. По всей России у агентства есть свои управления, и "Севзапуправтодор" — одно из них, отвечающее за северо-западные федеральные дороги. "Севзапуправтодор" распределил в 2015 году 11,3 млрд рублей, в 2014 году — 61,7 млрд рублей. В этом году уже распределено 5,7 млрд рублей. Основные подрядчики Росавтодора — ВАД, "Мостотрест", в Петербурге и Ленобласти также заметный подрядчик — компания "Буер". Росавтодор возглавляет Роман Старовойт.