Почему компании не торопятся переводить сотрудников на удаленную работу

Автор фото: Дресвянин Андрей
офисные кресла со знаком рубля, изображающие аренду офисов

"ВымпелКом" собирается перевести до 70% персонала на удаленную работу. Эксперты уверены: множество российских компаний, желая снизить затраты, поступят так же, но такие попытки сэкономить могут обернуться новыми затратами.

К 2017 году компания "ВымпелКом" планирует перевести до 70% сотрудников на удаленную работу, об этом пишет "Коммерсант". Ранее компания провела эксперимент, доказавший, что при работе из дома продуктивность персонала остается на прежнем уровне или даже повышается.
Как ожидают в "ВымпелКоме", перевод части сотрудников на удаленную работу позволит отказаться от 30% арендуемых офисных площадей, а также побороться за звание одного из самых инновационных работодателей.
Подобное решение действительно смело можно назвать инновационным, ранее российские компании не слишком благосклонно относились к удаленной работе. А о том, чтобы перевести на такой формат большую часть сотрудников, не было и речи.
В европейских странах и США ситуация иная. В Соединенных Штатах около 45% сотрудников имеют возможность работать из дома хотя бы иногда, а почти 3 млн человек работают удаленно постоянно. В Великобритании около 34% работников трудятся не в офисе. Россия в этом списке в числе отстающих. Долю сотрудников, работающих удаленно постоянно, оценивают не более чем в 5-10%.

На пороге изменений

В последние 2 года отношение к удаленной работе начало меняться и в России. Например, в 2014 году о переводе части офисного персонала на удаленную работу говорил "Аэрофлот". Но говорить о прорыве в этой области пока рано. Эксперты предполагают, что в ближайшие годы тренд на удаленную работу будет усиливаться, но общее количество работающих вне офиса сотрудников увеличится не более чем на 2-3%.
Петербургские работодатели высокой заинтересованности в кадрах, готовых работать удаленно, тоже не демонстрируют. Как поясняют в компании HeadHunter, количество вакансий с возможностью удаленной работы на hh.ru во втором квартале этого года не превышало 1% от общего количества всех предложений работодателей. Чаще всего такие вакансии предлагаются в сферах «ИТ, телеком» (36%), «Маркетинг, реклама, PR» (19%) и «Продажи» (18%). В прошлом году доля таких вакансий также была равна 1%. Однако в абсолютных цифрах количество вакансий с возможностью удаленной работы увеличилось в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. А во втором квартале этого года они приросли большем чем на 60% год к году.
В каких отрослях работают удаленные сотрудники в России
Источник: J’son & Partners Consulting, Битрикс24
Как объясняет доцент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Елена Кудрявцева, обусловлено это в основном экономическими причинами. Кризис вынуждает компании экономить, а перевод сотрудников на удаленную работу позволяет сэкономить как минимум на аренде офисных помещений.
Кроме того, нельзя игнорировать и другие плюсы удаленной работы для работодателей и сотрудников. Первые получают возможность сэкономить на аренде площадей и потреблении электроэнергии, а также привлекать молодых перспективных сотрудников, не готовых работать в офисе. Работники же, в свою очередь, получают право работать в более комфортных условиях, исключающих необходимость посещать офис и тратить время на дорогу до работы.
Минусов тем не менее тоже достаточно. Если говорить о сотрудниках, то далеко не все готовы самостоятельно организовать свою работу так, чтобы их продуктивность не страдала. Руководители же частично теряют контроль за эффективностью работы персонала.

Сколько сэкономили, столько и потратят

Елена Кудрявцева в качестве главной проблемы удаленной работы называет отсутствие интеграции: при отсутствии необходимости посещать офис сотрудники теряют связь с компанией. Теряется корпоративная идентичность, исчезает командный дух. Чтобы этого избежать, компаниям придется существенно увеличить затраты на мероприятия по повышению сплоченности коллектива.
На подобные мероприятия многие компании будут вынуждены потратить столько же, сколько они сэкономят на переводе персонала на удаленную работу.
С проблемой исчезновения корпоративной культуры и командного духа уже столкнулись и компании, ранее пополнявшие ряды сторонников работы на дому. Так, в 2013 году в компании Yahoo работников, которым ранее было разрешено работать удаленно, обязали вернуться в офисы. Чуть позже в том же году другой крупный работодатель в сфере IT принял аналогичное решение. Компания Hewlett-Packard объявила о намерении свернуть программу удаленной работы сотрудников. Тогда эксперты предполагали, что на ужесточение кадровой политики компания пошла ради повышения эффективности работы и попыток вернуть лидирующие позиции на рынке.
Учитывая небольшие проценты по вакансиям с возможностью удаленной работы и тот факт, что с течением времени их доля в общем массиве вакансий не растет, то говорить о массовом переводе сотрудников на хоум-офисы не приходится. Оптимизация бизнес-процессов под влиянием кризиса, а также общемировые тенденции, связанные со стремлением «поймать» настроение поколения Y, заставляют компании рассматривать разные форматы работы сотрудников: гибкий график, частичная занятость, удаленная работа. Однако в большинстве случаев это возможно для отдельных категорий сотрудников, плюс, накладывает на компании обязательства по дополнительным затратам на обеспечение безопасность данных, контроль за такими сотрудниками, их мотивацию и т.д. Что важно, чаще чем на рынке в целом вакансии с возможностью удаленной работы размещаются в категории «маркированных вакансий», т.е. ориентированных в том числе и на людей в ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в Петербурге четверть от всех маркированных вакансий - это вакансии с возможностью удаленной работы.
Екатерина Скляренко
Руководитель пресс-службы HeadHunter в СЗФО