Московская биржа запустит рэнкинг управляющих на фондовом рынке

Автор фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Московская биржа запускает долгожданный рэнкинг управляющих компаний, который поможет талантливым трейдерам и недоверчивым инвесторам найти друг друга. Сервис будет сравнивать эффективность управляющих компаний и рассчитывать доходность инвестиций трейдеров.

Московская биржа запустила интернет-ресурс "Рэнкинг управляющих", на основе которого частные инвесторы смогут сравнить эффективность управляющих компаний (УК) на рынке ценных бумаг. Биржа будет рассчитывать доходность инвестиций трейдеров, уровень рисков и другие показатели на основании проведенных на бирже сделок и публиковать результаты на сайте проекта.
Таким образом рынок доверительного управления (ДУ) станет более прозрачным и привлечет новых пользователей, считают создатели. "По мере подключения новых участников, новых стратегий и накопления данных рэнкинг станет уникальным инструментом, который поможет выбрать, кому доверить свои сбережения, — говорит управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи Анна Кузнецова. — Отрасль получила новый механизм привлечения клиентов. Мы ожидаем, что участниками проекта станут 15-20 крупнейших российских компаний на рынке, и в рэнкинг войдет около сотни различных стратегий".

Выбери меня

На сегодняшний день существует несколько инструментов для оценки управляющей компании. О своей эффективности трейдеры, как правило, заявляют, демонстрируя статистику сделок, проведенных на ПАММ-счетах (от англ. Percent Allocation Management Module), но ничто не мешает им договориться с компаниями, отвечающими за достоверность этой информации, чтобы ее "подрисовать". Два раза в год Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) составляет рейтинг управляющих компаний на основе данных Московской биржи. Также сама биржа ежегодно проводит конкурс "Лучший частный инвестор" (ЛЧИ), среди победителей которого можно выбрать того, кому доверить свои сбережения. Но результы этого конкурса нельзя считать показательными, так как для оценки учитываются только результаты торговли за последние 3 месяца. То есть результат данного конкурса во многом случаен — победителям ЛЧИ крайне редко удается показывать столь же высокие результаты в следующих конкурсах.
На сайте рэнкинга Московской биржи инвесторы в режиме онлайн смогут сравнить результаты своих операций на рынке с действиями профессиональных трейдеров. Потенциальный инвестор сможет определить свой риск-профиль и ранжировать стратегии участников, исходя из своих собственных предпочтений.
Главное преимущество "Рэнкинга управляющих" — это ее аудитор, то есть Московская биржа. И эта система сделает рынок прозрачнее, уверены его участники. "В настоящий момент есть рэнкинги коллективных инвестиций и управляющих пенсионными средствами, но нет в отношении ДУ, и кому как не организатору торгов подобную статистику аккумулировать, — говорит вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер. — Участие частных управляющих добавит этой конкуренции остроты, а последним позволит выйти в публичную плоскость. При хорошей раскрутке этого сервиса выиграют все и в первую очередь сам фондовый рынок — истории успеха, которые всегда легко подтвердить, — это один из инструментов, который разбивает стену недоверия к рынку, повышает финансовую грамотность и приводит новых инвесторов, в том числе через формат ДУ". "Вероятно, это составит конкуренцию всем компаниям, предлагающим услуги управления, однако для успешных управляющих компаний это может стать и хорошей рекламой. Инвесторы доверяют Московской бирже гораздо больше, чем частным компаниям, поэтому будут особенно внимательно относиться к результатам такого рейтинга", — говорит старший аналитик ГК Forex Club Алена Афанасьева.
УК "Финам Менеджмент" планирует присоединиться к сервису, собщил заместитель генерального директора ООО "Управляющая компания "Финам Менеджмент" Вадим Прошкинас: "Мы оцениваем положительный эффект от данного сервиса в среднесрочной перспективе, в комплексе с другими мерами, которые реализуются в настоящий момент и которые также сделают рынок ДУ более понятным для инвестора. В частности, речь идет о профилировании клиента ДУ и раскрытии доходности по стандартным стратегиям". "Мы приветствуем инициативу Московской биржи и готовы содействовать в развитии этого проекта, однако нам еще предстоит детально изучить концепцию рэнкинга, алгоритм участия, критерии отбора управляющих и стратегий и т.д. В целом появление подобного рэнкинга способно положительно повлиять на уровень осведомленности граждан о рынке доверительного управления", прокомментировал территориальный директор "БКС Премьер".
Создание рэнкинга упростит поиск эффективного управляющего в своем регионе, отмечают брокеры. "Процедура поиска управляющего сведется к упрощенному списку с едиными параметрами для сравнения, и новоиспеченному инвестору не придется тратить много времени на поиск доверительных управляющих в Интернете", — говорит ведущий аналитик Conomy и доверительный управляющий Александр Янсон.

Массовый клиент не придет

Ожидать массового притока новых клиентов не стоит: население в большинстве своем пока не готово к таким инструментам ни финансово, ни морально. Однако опытные инвесторы ждали его давно. "Клиент уже давно хочет видеть не рисованные в Power Point презентации с доходностью, взятой с потолка, а четкие и понятные цифры, которые управляющий показывает на деле, а не придумывает. Биржа как раз тот самый институт, которые имеет возможность показать, что происходит на самом деле, — говорит президент финансового холдинга MFX Group Игорь Волков. — Однако, чтобы привлечь к торговле на бирже больше россиян, нужен не только рэнкинг. Во-первых, нужны средства, на которые торговать. Общеизвестный факт, что работать на рынках на последние нельзя, значит, нужна подушка безопасности, которая у многих жителей страны отсутствует. Снижение доходов в связи с текущим экономическим кризисом отнюдь не будет способствовать появлению денег для тренировки своих инвестиционных навыков. Во-вторых, нужны хотя бы минимальные знания об основах инвестирования. Пока россияне знают хорошо только один инструмент, который не нацелен на заработок, — это банковский вклад".
"Основные инвестиции компании привлекают холодными продажами, и в данном сервисе будут заинтересованы прежде всего уже вовлеченные в процесс инвестирования, — считает руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский. — Сам рэнкинг к торговле вряд ли кого-то привлечет, но если использовать его грамотно как рекламный инструмент — эффект будет положительным для отечественного финансового рынка".

Неестественный отбор

В то же время сама идея рэнкинга вызывает недоверие у некоторых игроков. "Просадка по счетам, включенным в рэнкинг, может оттолкнуть некоторых частных клиентов даже от успешных управляющих, не участвующих в инициативе биржи, — считает Василий Копосов, начальник отдела финансового анализа КИТ Финанс Брокер. — В целом сравнивать результаты ДУ не всегда правильно, поскольку это индивидуальный продукт с индивидуальной стратегией, согласованной с клиентом, от которой зачастую зависят результаты не меньше, чем от верных или ошибочных действий управляющего".
Кроме того, некоторые уже отмечают недостатки сервиса, которые мешают присоединиться к нему. "Рэнкинг может стать единственной площадкой, на которой могут быть представлены реальные результаты нашей работы в конкурентной среде, — говорит руководитель аналитической службы ФК "Доходъ". — Но на сегодняшний день серьезные УК не могут в полной мере присоединиться к проекту из-за ряда серьезных недостатков в методологии составления рэнкинга. Особенно сильно бросается в глаза набор стратегий (консервативная, умеренная и агрессивная), которые отражают в основном отношение клиента к риску, а не их инвестиционные цели, на которые ориентируемся мы. Инвестиционные цели — это сохранение капитала, получение дохода и рост капитала (причем рост капитала может достигаться с помощью стратегий относительного или абсолютного дохода). Внутри каждой из этих целей есть разное отношение клиента к риску. Таким образом, рэнкинг результатов будет отражать в основном лишь риск, не отражая качества достижения цели клиента".
Вряд ли рэнкинг составит конкуренцию таким брокерским услугам, как консультационное или доверительное управление, считает аналитик Алор Брокер Алексей Антонов: "Далеко не все клиенты будут знать об этом сервисе. Рэнкинг поможет серому рынку частных управляющих, где интересы инвестора слабее защищены, нежели при работе с брокером".