Любовь к уединению

Спрос на хутора, расположенные на территории лесных массивов, сегодня ограничен. Однако, по мнению некоторых экспертов, при грамотном позиционировании и рекламе интерес к этому виду недвижимости может существенно вырасти.

ВЛенинградской области хутора в подавляющем большинстве расположены на бывших финских территориях — от Линии Маннергейма, между Финским заливом и Ладогой, до границы с Финляндией. По данным ГК "Недвижимость в Петербурге", в 10% предложений есть выход к озеру или тропа к озеру, и они продаются в 10 раз быстрее, чем аналогичные, но без водоема. Площадь хутора в среднем составляет от 12 до 50 соток. В 30% случаев на участках есть финский булыжный фундамент. Иногда на этих фундаментах уже есть современные постройки, хотя в основном предлагаются полуразрушенные старые дома. Остальные 70% — это пустые участки.

Неоспоримый плюс

По мнению экспертов, основным и абсолютно неоспоримым плюсом приобретения хутора является его цена. В Ленинградской области стоимость предложения в лесу начинается от 100 тыс. рублей за сотку. Если хутор находится у озера, то цена может подскочить до 150 тыс. рублей за сотку — в зависимости от водоема. По словам эксперта, определить потолок самого дорогого предложения сложно, поскольку многое зависит от амбиций продавца. Но в среднем хутора продаются очень дешево. Например, дом 2000 года постройки на финском фундаменте площадью 170 м2 с участком 38 соток в 4 км от Суходольского озера стоит 3,8 млн рублей. В Псковской и Новгородской областях стоимость земли еще ниже и в ряде случаев бьет все мыслимые ценовые рекорды. Стоимость 1 сотки может стартовать от 3,5 тыс. рублей. Например, в Печорском районе Псковской области хутор на земельном участке 80 соток, с расположенным на нем бревенчатым зимним домом площадью около 60 м2, баней и хозяйственными постройками предлагается за 290 тыс. рублей.
Эпизодически в Интернете и базах агентств недвижимости появляются объявления о продаже в Псковской и Новгородской областях целых деревень, состоящих из хуторов. Как правило, деревни отдаются по совсем смешным ценам. Так, в Старорусском районе Новгородской области за 1 млн 250 тыс. рублей можно купить заброшенную деревню вместе с несколькими домами, землей, лесом и рекой общей площадью 5 га. Однако, как рассказал директор ДЗН ООО "Адвекс "Лиговский" корпорации "Адвекс. Недвижимость" Станислав Азацкий, и такие предложения могут годами искать своего покупателя.

Инфраструктурный вакуум

По мнению опрошенных экспертов, организованного рынка хуторской недвижимости ни в Ленинградской, ни в Псковской, ни в Новгородской областях так и не сформировалось. По данным ГК "Недвижимость в Петербурге", спрос на хутора составляет всего 1–2% от общего объема спроса на рынке загородной недвижимости.
"Подобные объекты не востребованы, потому что там вечные проблемы с коммуникациями, что в итоге выливается в достаточно серьезные затраты", — убежден генеральный директор АН "Невский простор" Александр Гиновкер.
Его мнение подтверждает руководитель экспертного бюро "Сперанский" Дмитрий Сперанский. "Несмотря на низкую стоимость гектара, хуторская жизнь получается весьма дорогой. Помимо того что подведение электричества и дорог обойдется любителю уединения в круглую сумму, в дальнейшем немало денег уйдет на содержание коммуникаций. К примеру, зимой хуторянам приходится самостоятельно оперативно чистить дороги от снега".
В некоторых случаях расстояние до ближайшего соседа может составить от 3 км и больше. С одной стороны, это большой плюс для тех, кто выбирает уединенную, хуторскую жизнь. Но с другой, из–за этого зимой, осенью и весной вполне можно остаться в полной изоляции, поскольку тотальное одиночество в течение всего года выносят единицы и большинство людей на хутор приезжают только на лето.
Отсутствие транспортной инфраструктуры также не способствует увеличению количества желающих приобрести хутор в лесу — в глухих местах нет подъездных дорог. Проблемой также является отсутствие магазинов в пешей доступности.
Еще одной причиной, существенно тормозящей спрос, является риск ограбления, осквернения и даже полного уничтожения хутора. Соседские дома находятся слишком далеко, чтобы кто–то хотя бы изредка мог присматривать за хутором в отсутствие хозяев. Наибольшая вероятность ограблений у тех хуторов, которые находятся вблизи трассы.

Разошлись во мнениях

Относительно дальнейших перспектив развития рынка хуторов в лесу эксперты высказали диаметрально противоположные суждения.
По словам Дмитрия Сперанского, хутора весьма распространены в соседней Финляндии, однако у нас совсем другие реалии и вряд ли стоит ожидать, что в ближайшие годы интерес граждан сдвинется в эту сторону. Эксперт рассказал, что несколько лет назад со стороны девелоперов были попытки создавать подобные проекты, однако все они закончились безуспешно.
В ГК "Недвижимость в Петербурге", напротив, уверены, что дом на хуторе — вполне перспективное направление. Людей, уставших от общества и мечтающих об уединении, сейчас достаточно много. При грамотной рекламной кампании можно привлечь на хутора людей, которые об этой форме загородной жизни не знают, но нуждаются именно в ней. Семьи с 2–3 детьми также являются целевой группой для хуторов в лесу. Важно, что земля в хуторах имеет статус ИЖС (индивидуальное жилое строительство) или ЛПХ (личное подсобное хозяйство), что позволяет надеяться на скорый всплеск интереса к подобным предложениям.