Фитнес–центры после кризисных потерь привлекают аудиторию новинками. Игроки премиального сегмента стараются удивить клиентов, в экономсегменте ставку делают на разовые тренировки.
Петербургские фитнес–центры, для того чтобы привлечь аудиторию в кризис, придумывают новые форматы и услуги — как в "образовательной" сфере (новые программы тренировок, курсы), так и в оборудовании.
Ленивые форматы
Например, широко распространяются по городу студии фитнеса с электростимуляцией. Такие тренировки длятся полчаса и требуют меньше усилий, чем обычный фитнес. Еще около полугода назад компаний с такой специализацией было всего одна–две, теперь их почти десяток. Это Fit–N–Go, Ng Fit, S&I fitness и др. Александр Мулякаев, владелец компании S&I fitness, поясняет, что такой формат может в итоге оказаться даже дешевле для клиента, чем обычный абонемент в спортклуб, за счет того что занятия короче по времени, затраты "электрического" спортклуба на открытие гораздо ниже, а значит, капитальные вложения окупятся быстрее.
Однако участники рынка традиционного фитнеса сомневаются в долгосрочном успехе новинки. "Тренажеры с электростимуляцией — это, безусловно, тренд, — отмечает президент холдинга "Алекс Фитнес" (сети ALEX FITNESS и OLYMP) Алексей Ковалев. — Целая индустрия работает на мечту человечества "похудеть за 5 дней до отпуска" и "стать как Арнольд за 2 недели". Разработчики вкладывают огромные средства в маркетинг, и этот рынок уже продает сам себя. Клубы покупают такие аппараты в надежде увеличить продажи абонементов, и далеко не у всех опыт успешен". В компании "Алекс Фитнес", несмотря на скепсис по отношению к электротренажерам, стараются привлечь покупателей другими "быстрыми" тренировками. Компания начала внедрять тренажеры, которые подразумевают короткие занятия, а также несколько групповых программ по 20–30 минут, для чего привлекла методиста из Италии.
Тимур Беставишвили, президент консалтинговой ГК Evolution, также считает, что мода на тренировки с электростимуляцией временная и основанные на этом бизнесы долго не продержатся. "Психология европейского или американского покупателя "фитнеса за 30 минут" радикально отличается от психологии российского покупателя. Западный потребитель такого типа принимает услугу как лекарство: доктор сказал, деньги заплачены, проглотил без разговоров. Люди выходят из машин, загружаются на тренажер, а потом — дальше по своим делам. В России посещение фитнес–заведения для многих — священный ритуал. Особенно для женщин — костюм, макияж, поговорить после занятий, — рассуждает предприниматель. — Я часто бываю в регионах России, у нас там много проектов. Так вот, клубы подобных форматов, которые я называю "ленивыми", повсеместно стали закрываться".
Дорогие перемены
Сейчас в Петербурге около 300 фитнес–центров, объем рынка оценивают по–разному, чаще всего в пределах 2–4 млрд рублей в год. Кризис на отрасли отразился сильно: в 2015 году, как рассказывают игроки рынка, повышать цены позволить себе никто не мог, и поэтому даже при сохранении выручки прибыль падала из–за возрастающих расходов. В этих условиях главной задачей компаний стало удержать клиентов.
Меньше всего пострадали клубы премиального сегмента: запас рентабельности сделал для них рост коммунальных платежей и других затрат менее заметным. Тем не менее и они для увеличения аудитории проявляют активность. В отличие от экономклубов, они стараются не столько сэкономить время клиента, сколько удивить его.
Екатерина Петрова, исполнительный директор фитнес–центра NEWTONE, рассказывает, что для удержания спроса и привлечения новых клиентов сейчас все стараются вводить новые услуги.
В "Парус Холдинге" (сеть "Парус") отмечают, что сейчас популярны лечебная физкультура, спортивная медицина, аквафитнес, кроссфит. "В наших клубах скоро появятся "антигравитационная" йога, подводные тренажеры, — уточняют в "Парус Холдинге". — Но это не связано с кризисом: он нас не коснулся. Во–первых, мы открыли клуб в Парадном квартале, который заселяется, а во–вторых, люди все чаще испытывают стресс, и, чтобы снять его, одни предпочитают расслабиться с бокалом вина и вкусно поесть, а другие увлекаются новыми видами спорта".
Ожидания от 2017 года у игроков фитнес–рынка оптимистичные.
ALEX FITNESS ожидает в 2017 году роста числа клиентов на 7–10%. В целом участники рынка сходятся в том, что кризис удалось взять под контроль: просто от массовой продажи абонементов всем без разбора предпринимателям пришлось переходить к разовым продажам тренировок, специализированным программам и услугам.
“
Появлению новых услуг в фитнес–индустрии способствует мода на забеги, заплывы, триатлон и другие соревнования. Клубы откликаются и формируют пакеты по подготовке к марафонам, велопробегам. Кризис в фитнесе привел к оптимизации потребления. Люди не стали меньше тренироваться, но стали покупать таргетированные, суженные продукты. Задача клуба — вычленить группы клиентов с общими интересами и предложить им продукт. Например, World Gym в Стерлитамаке выпустил карту "Вахтовик" для людей, которые работают 2 месяца и отдыхают следующие два. Кризис приобрел прогнозируемую форму, значит, им можно управлять.
Ольга Киселева
руководитель сети фитнес–клубов World Gym в России
“
Первый этап кризиса начался в декабре 2015 года, и все ждали спада продаж. На удивление, его не произошло. Люди тогда отложили только крупные траты — на квартиры, автомобили. И чуть позже начали экономить, в основном на дополнительных услугах: начался спад спроса на персональные тренировки. Вместо абонементов на 10–20 тренировок люди стали приобретать разовые тренировки. Сегодняшний потребитель более внимательно относится к тратам. Также на рынке сказалось повышение коммунальных платежей, в среднем на 20%, для клубов на больших площадях это существенная статья расходов.
Екатерина Петрова
Исполнительный Директор фитнес–центра NEWTONE