Доля мелких кредитов "на чайники" в портфелях российских банков резко снизилась

Автор фото: Коньков Сергей

За год число мелких кредитов, так называемых кредитов "на чайники", в портфелях банков сократилось почти на четверть. В кризис банки почти полностью прекратили сотрудничать с заемщиками с низкими доходами, которые нуждаются в небольших кредитах.

Доля мелких кредитов в портфелях российских банков резко сократилась за последний год: количество заемщиков, имеющих кредиты размером менее 30 тыс. рублей, сократилось на 22,2% (или на 3 млн человек) и составило 10,7 млн человек на 1 июня по сравнению с 1 июня 2015 года. Снизилась и доля данного сегмента заемщиков в общем количестве заемщиков — с 36,2% на 1 июня прошлого года до 30% на 1 июня 2016-го. Такой вывод сделали аналитики Национального бюро кредитных историй (НБКИ) на основе данных 3,8 тыс. кредиторов, передающих сведения в бюро.
При этом количество заемщиков в сегменте кредитов от 30 тыс. до 100 тыс. рублей за год выросло на 12,9% и составило 7,4 млн человек (доля в структуре задолженности выросла на 3,5%, до 20,7%). Также замечен серьезный рост в сегменте крупных кредитов — от 1,5 млн и выше. Здесь рост за указанный период составил 5,5%. Однако в общей структуре задолженности доля крупных кредитов выросла незначительно — на 0,4%, до 3,9%.
Источник:
Доля кредитов до 30 тыс. рублей сокращается из-за того, что из кредитного процесса "вымываются" заемщики с низкими доходами, которые были основными получателями таких кредитных продуктов, так называемых "кредитов на чайники", считает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. Из-за их вытеснения сокращается количество заемщиков в целом. В частности, в Петербурге количество заемщиков сократилось на 5,4%, с 1,26 млн до 1,2 млн человек.
О "вымывании" из кредитного процесса заемщиков с низкими доходами свидетельствует и снижение показателя долговой нагрузки данного сегмента (отношение ежемесячных платежей по всем кредитам к ежемесячному доходу), отмечает Александр Викулин. "С высокорискованными заемщиками с низкими доходами банки работать практически перестали, переключившись на кредитование относительно "благополучных" категорий граждан со средними и наибольшими доходами. Следствием этого явилось увеличение количества заемщиков, которые берут кредиты на более значительные суммы и с целью приобретения более дорогих товаров и услуг".
Крупные кредиты, в свою очередь, показали значительный рост в связи с восстановлением ипотечного кредитования и госпрограммой рефинансирования ставок, которая позволила нарастить выдачи, комментирует Александр Викулин. Наиболее динамично в сегментах заемщиков со средними и наибольшими доходами растет и долговая нагрузка. 
Изменение структуры портфеля можно объяснить разницей в сроках между крупными кредитами и небольшими (ипотеку люди активно брали еще до кризиса и вынуждены продолжать выплачивать сейчас, а выдача коротких небольших кредитов сократилась уже с наступлением кризиса).

"Средний срок POS-кредита составляет всего лишь 14 месяцев, поэтому в прошлогоднем портфеле были учтены кредиты, которые люди брали до наступления кризисных явлений, в конце 2014 — начале 2015 года. Затем, по мере выплат обязательств по этим кредитам, произошло снижение портфеля POS-кредитов в целом по системе. Прочие виды потребительского кредитования, например ипотека, автокредиты и нецелевые кредиты наличными, имеют гораздо более длительный срок выплат. Именно это и привело к изменению структуры портфеля и снижению доли небольших по сумме товарных кредитов в целом по банковской системе", — говорит директор дирекции "Северо-Запад" банка "Хоум Кредит" Тимофей Шаров. "Средний срок жизни потребительского кредита — 1-2 года. 2 года назад выдачи кредитов шли гораздо активнее, и, соответственно, кредиты, выданные в тот период, к 2016 году уже были погашены. При этом новые выдачи сократились, что автоматически привело к снижению числа заемщиков в данном сегменте", — солидарен заместитель председателя правления ОТП Банка Александр Васильев.
"Появилась возможность расширения кредитования и в первую очередь за счет клиентов, прогноз по дефолту кредита которых минимальный. При работе с такими клиентами банкам выгодно устанавливать достаточно высокие  кредитные лимиты, — добавляет первый заместитель председателя правления банка "Русский Стандарт" Евгения Лапина. — Также свою роль сыграла крайне актуальная задача удержания клиента в портфеле. В данный момент все банки ужесточили требования к заемщикам, но и заемщики стараются быстрее погасить кредитные обязательства. Разумеется, "мелкие" кредиты погасить проще. В этой связи некоторые банки ввели кредитные продукты по консолидации задолженности, то есть банк выдавая 1 большой кредит, аккумулирует задолженность (на небольшие суммы) других банков. Таким образом клиент уменьшает ежемесячный платеж и погашает 1 кредит вместо нескольких в разных Банках.Традиционно автокредиты и ипотечные кредиты с государственной поддержкой пользуются спросом, суммы таких кредитов больше средних потребительских кредитов, но их количество незначительное (за 2015 г. менее 600 тыс. кредитов)".  
Значительную роль играет инфляция, которая повысила цену товаров, переведя кредиты по ним в категорию от 30 тыс. до 100 тыс. рублей, добавляет финансовый аналитик ИК "Доходъ" Владимир Киселев. "Кроме того, нельзя забывать и об эффекте процентных ставок, которые по необеспеченным потребительским кредитам выросли сильнее, чем, например, по ипотеке, поэтому снижение спроса на них оказалось более заметным", — добавил он.