Рецензия на фильм "Чистое искусство"

Автор фото: Kinopoisk

Журналист Андрей Архангельский — о фильме "Чистое искусство" режиссера Рената Давлетьярова.

Детектив тире триллер в интерьерах искусства — не суперново; но, если учесть, что такой опыт в российском кино почти отсутствует, почему нет?.. Ситуация "все против тебя" — тоже не новость: случайный человек оказывается втянут в чужую историю, где ставки высоки и лишние свидетели ни к чему. Поэтому задача героя — выжить, ну и попутно понять, что происходит. В американском кино такой расклад весьма популярен, и это, кстати, вполне левая идея: пока все нормально, ты не замечаешь, что "отчужден", — по Марксу; а как только что–то неожиданное, понимаешь, что в современном обществе тебе никто не друг, и это еще в лучшем случае; поэтому выбираться должен сам.
Это, так сказать, классическая схема; мораль уже давно известна, и интересно в данном случае воплощение на местном материале. Поначалу все выглядит очень деловито. Убивают известного художника; его подруга (Анна Чиповская) догадывается, что это не последняя жертва и что следующей, скорее всего, будет она. Предчувствие ее не обманывает. Далее начинается игра в догонялки; интрига в том, что непонятно, кто за тобой гонится, но понятно, что этот "кто–то" может буквально все и за ним не заржавеет.
Герой в такой момент должен испытывать после всего, что пережил (смерть любимого человека), ужас, и это еще мягко сказано. Скорее всего, он должен находиться в каком–то полубезумном состоянии, как Гамлет.
Но это не про нашу героиню. Она буквально с первой минуты знает, что делать, куда бежать, — как будто всю жизнь готовилась. Более всего потрясает вот это ее спокойствие. По идее, это тоже можно было бы как–то оправдать (мы узнаем, что она воспитывалась в детдоме плюс журналист по первой профессии — то есть волею судеб подготовлена к критическим ситуациям). Но все–таки в такие моменты с человеком должна происходить какая–то трансформация.
Однако на поведении героини это никак не отразилось. Плачет ли она, ужасается, бежит ли по пустынной ночной улице под обязательным в таких случаях ливнем — все это не может отменить какого–то общего, фундаментального внутреннего покоя героини и даже индифферентности по отношению к происходящему. И это поражает более всего: понятно, что триллер, что условность, но нельзя же до такой степени ничего не чувствовать?.. Поскольку зрителю обычно передаются эмоции героя, а героиня в нашем случае совершенно спокойна, лучше всего настроение фильма можно предать словами из мультипликационного "Острова сокровищ": "До конца всего осталось несколько минут, и меня — какая жалость! — видно, не убьют".
Есть в этом фильме, казалось бы, еще одна интрига: за героиней идут по следу спецслужбы. Но и тут вскоре выяснится, что среди них всего один нехороший предатель, и он все это и затеял; а в целом спецслужбы — главные молодцы, и всех выручают, и всех спасают, и поят чаем. И героиня, которая до поры до времени боролась за себя сама, наконец–то оказывается в надежных руках, у друзей, в безопасности. Это тоже не новость — что почти любой фильм у нас заканчивается так, дружбой человека и государства.
С другой стороны, разве может он закончиться как-то иначе?.. Ведь тогда бы пришлось снимать фильм о личности, об индивидууме, о собственном выборе — а это очень опасная тема. Гораздо опаснее, чем стрельба и погони.