Замещать импорт не спешат

За 2 года после введения санкций на магазинных полках пока не появилось обилия новых продуктов из России, которые бы заместили запрещенный импорт. Тому есть ряд причин, но главная — свободных денег нет ни у бизнеса, ни у потребителей.

На своем официальном сайте Росстат создал новый раздел "Показатели, характеризующие импортозамещение в России". В этом разделе указаны только три отрасли — торговля, сельское хозяйство и производство пищевых продуктов.
Если анализировать показатели производства в разных сферах промышленности, то, действительно, в пищевой и сельскохозяйственной сферах наблюдается рост производства. В большинстве других отраслей импортозамещения пока не случилось, либо изменения в них незначительные.

Крупные крепнут, мелкие слабеют

Два года назад, когда Россия ввела запрет на импорт сельхозпродукции и продовольствия из стран, которые ранее ввели санкции против РФ, не только политики, но и многие бизнесмены публично и с воодушевлением говорили, что этот шаг пойдет на пользу отечественной промышленности. Так, например, совладелец кондитерского объединения "Любимый край" Дмитрий Костыгин неоднократно говорил, что Россия только выиграет от санкций, и радовался, что ввели запрет на ввоз продуктов питания также с Украины. "Любимый край", действительно, чувствует себя неплохо, демонстрируя двузначный рост выручки, впрочем, как и ряд других компаний федерального масштаба. Но таких примеров единицы, малому и среднему бизнесу выживать в условиях падения реальных доходов населения сложнее.
Спустя 2 года после введения санкций можно констатировать: никакого взрывного бума инвестиций в создание новых производств не произошло. У бизнеса нет денег, чтобы создавать новые производства (это могут позволить себе только федеральные игроки), а у населения недостаточно средств, чтобы их охотно тратить.

Непредвиденные риски

Инвесторы не спешат вкладывать финансы в импортозамещающие проекты по разным причинам.
Например, в сельском хозяйстве кроме долгого срока окупаемости существует немало рисков природного характера — плохая погода, болезни, нашествие паразитов и т. д.
Тот же Дмитрий Костыгин отмечал, что после введения продовольственного эмбарго многие его друзья "бросились теплицы строить — огурцы выращивают, томаты, субсидии какие–то получают".
Однако сам инвестировать в сельское хозяйство не намерен. "Нет, что вы. Я в сельское хозяйство не хочу лезть — все эти болезни, жуки, шмели…" — цитировали СМИ слова бизнесмена.
Кстати, именно из–за болезней и массовой гибели рыб провалились два многомиллиардных проекта по разведению красной рыбы. Так, компания "Русская аквакультура" планировала поставлять на российский рынок к 2020 году не менее 21 тыс. т охлажденной красной рыбы, а также построить два завода — для выращивания малька атлантического лосося и для производства кормов. Однако амбициозный проект по импортозамещению реализовать не удалось. В 2014 году из–за плохих погодных условий у компании погибла рыба, а в июле 2015 года сгорел цех первичной переработки в Мурманской области, затем выращиваемая рыба подверглась нападению лососевых вшей и массово заболела микобактериозом.
Еще один проект по выращиванию атлантического лосося могла бы реализовать ГК "Балтийский берег", но и он провалился из–за массовой гибели рыб. Сейчас компания находится в стадии банкротства, введена процедура наблюдения.

Сыр в масле

Рынок сыра, пожалуй, один из немногих в пищевом секторе, который показал хороший рост. По данным Росстата, производство сыра и сырных продуктов в России выросло с 2013–го по 2015 год на 33,5%, до 581 тыс. т.
Российские производители начали производить камамбер, бри и прочие деликатесные сорта сыра.
На 11% за последние 2 года выросло производство творога и на 15% — сливочного масла.
Рынок шампиньонов до продовольственного эмбарго на 90% обеспечивался польскими поставщиками. На нем замещение случилось не сразу из–за отсутствия российского сырья (компоста), его приходилось закупать за рубежом, в результате чего цена в рознице за килограмм шампиньонов выросла примерно на 50%.
Однако сегодня активно растут как объемы производства сырья для выращивания грибов, так и самих шампиньонов и вешенок.

Ослабили запрет

А вот с органическим сырьем для детского питания дела обстоят хуже. Настолько, что в результате Россия в мае этого года вынуждена была ослабить введенный ранее запрет. Вице–премьер РФ Аркадий Дворкович объяснил, что товары для производства детского питания выведены из–под санкционного режима потому, что у России нет необходимого органического сырья для производства детского питания.