Новые владельцы ООО "Труд" вложат 5 млрд рублей в расширение производства индейки

Дмитрий Новиков и Борис Пайкин намерены войти в число крупнейших производителей индюшатины, продажи которой растут на 60% в год. Они инвестируют 5 млрд рублей в создание производства в Ленобласти, которое покроет 10% российского рынка этой продукции.

Дмитрий Новиков, владелец проектной компании "Росинжиниринг", и Борис Пайкин, совладелец девелоперской компании "Форт Групп", выкупили предприятие по производству индейки — ООО "Труд" в Лужском районе Ленобласти.
В ближайшие 5 лет бизнесмены планируют вложить в проект 5 млрд рублей, расширив производственные мощности до 40 тыс. т мяса в год, и выйти на федеральный уровень. Инвесторы делают ставку на рост потребления индейки (по данным ретейлеров, продажи растут на 60% в год), которая становится все более популярной за счет невысокой цены и диетических свойств.

Индейка поэтапно

По СПАРК, теперь Дмитрию Новикову принадлежит в ООО "Труд" 58%, Борису Пайкину — 42%. Сумма сделки составила 90 млн рублей. До мая 2016 года владельцем ООО "Труд" был местный предприниматель Александр Рущак. Компания построила три птичника и убойный цех и запустилась в начале 2015 года, но мощностей оказалось недостаточно для бесперебойного производства. В 2015 году ООО "Труд" произвело менее 1 тыс. т индейки.
Сейчас строятся еще семь птичников, что позволит увеличить мощность до 1,8 тыс. т в год. На втором этапе за 2 года планируется строительство еще 50 птичников, чтобы нарастить мощность до 10 тыс. т в год. "С такими объемами мы выйдем на федеральный уровень. Начинаем готовить почву: налаживаем каналы сбыта, общаемся с сетями, проводим маркетинговые исследования, готовим создание бренда, работаем над снижением себестоимости", — говорит коммерческий директор ООО "Труд" Евгений Люкшин. Также проектируется цех переработки мощностью до 50 т в месяц деликатесной и колбасной продукции: полуфабрикаты из индейки, фарш, шашлыки, купаты, фасованная продукция для HoReCa, пельмени, колбасы, сосиски, сардельки, копчености и деликатесы.
"Продукция глубокой переработки — продукт непростой. Тут потребуется серьезная работа по части технологий и рецептуры", — отмечают в "Азбуке вкуса".
"На первом этапе основной объем мяса пойдет через оптовиков в торговые сети, а продукты глубокой переработки в совокупности с охлажденной продукцией будем продвигать под своим брендом в собственной розничной сети", — рассказывает Евгений Люкшин. Для этого в Петербурге до конца 2016 года планируется открыть пять магазинов, а в 2017 году довести их количество до 15. В Ленобласти рассматривается возможность запуска автолавок.
До 2020 года в планах компании — довести объемы производства в Лужском районе до 40 тыс. т индейки в год, построив в общей сложности до 200 птичников. В дальнейшем возможно создание инкубатора и комбикормового завода.
"На рынке наблюдается дефицит индейки, интерес к ней растет. Все больше людей думают о здоровом питании. По своим показателям энергетической ценности мясо индейки является конкурентом говядине в первую очередь", — поясняет Евгений Люкшин.

Особый интерес

"Росинжиниринг" Дмитрия Новикова, чемпиона СССР по горным лыжам, считающегося хорошим знакомым премьер–министра Дмитрия Медведева, занимается проектированием, строительством и обслуживанием промышленных, спортивных объектов по всей России. Среди проектов — спортивные комплексы, горнолыжные курорты, в том числе и "Игора", спортивные объекты для Сочи–2014 и т. д., а заказчики — крупные госструктуры и компании, например "Газпром". Еще один совместный проект Дмитрия Новикова и Бориса Пайкина — это возможное участие в реконструкции Ладожского водовода стоимостью более 3 млрд рублей.
Интерес непрофильных инвесторов к сельскому хозяйству набирает обороты.
"ДП" ранее сообщал, что сын главы "Метростроя" Николай Александров планирует построить в Псковской области молочную ферму. Cкупил молочные предприятия в Ленинградской и Псковской областях экс–совладелец Балтийского банка Андрей Исаев. Совладелец банка "Россия" Николай Шамалов инвестирует в мясное скотоводство в Карелии и Ленобласти. Намерен построить производство индейки и молока в Псковской области совладелец "Дальпитерстроя" Аркадий Скоров.

Нетрадиционное мясо

Объем производства индейки в России оценивалось в 205 тыс. т в 2015 году, что на 34% выше, чем годом ранее, говорят эксперты. Лидерами являются ростовский "Евродон" (бренд "Индолина"), пензенский "Дамате" (бренд "Индилайт"), Башкирский ПК им М. Гафури (бренд "Индюшкин") и другие (см. "Объем производства..."). Сейчас в России заявлены десятки новых проектов по производству индейки, практически все действующие предприятия планируют расширение. Например, тот же "Евродон" нарастит мощности до 150 тыс. т в год.
Если все проекты будут реализованы, в ближайшие 5–6 лет объемы производства индейки в стране достигнут 500–600 тыс. т в год. С объемом производства 40 тыс. т новый игрок попадает в пятерку лидеров, полагает Андрей Голохвастов, гендиректор ГК "Агриконсалт". "В 2011 году показатель потребления индейки составлял около 0,6 кг, в 2013 году — 0,88 кг, сейчас — около 1,5 кг на человека в год. В Евросоюзе и США этот показатель составляет 4 кг и 10 кг соответственно", — говорит он. "При увеличении производства и снижении цен на продукт потребление индейки вырастет в разы и может достигнуть 2,5–3 кг на душу населения в России", — подтверждает Любовь Бурдиенко, коммерческий директор АА "ИМИТ".
Александр Петренко, директор ИК "Грифон–Эксперт", говорит, что пока на индейку приходится 3–5% от общего количества потребляемого мяса в России, а в Германии этот показатель равен 34–35%. В Ленобласти основным производителем индейки являются ООО "Конкорд" и фермерские хозяйства. В 2015 году объем производства индейки в регионе составил 2 тыс. 634 т, в 2014–м — 2,5 тыс. т, в 2013–м — 2 тыс. т. В 2015 году потребление мяса индейки в Петербурге составило немногим более 12 тыс. т и росло примерно на 5–10% в год, подсчитали эксперты.
"В стране кризис, мясо индейки пока недешево. Люди предпочитают более доступный белок", — сомневается Борис Смоляк, гендиректор ООО "Санкт–Петербургская куриная компания".

Тренд на ЗОЖ

Сами производители сетуют на то, что резко дорожают корма и снижается прибыль. Но ретейлеры говорят, что продажи индейки растут. По словам Екатерины Куманиной, директора по внешним связям ГК "Дикси", в 2015 году рост продаж продуктов из индейки в сети составил более 60%. "Производство в регионе актуально, продукт популярен, чему способствует укрепление тренда здорового питания. Расширение ассортимента мясных продуктов из индейки благотворно для рынка", — говорит Екатерина Куманина.
В Петербурге пока невысокое потребление индейки, в отличие от того же юга. Эффективность и прибыльность крупных проектов сложно прогнозировать. Но, так как предприятие на плановую мощность будет выходить поэтапно, сбыт поможет своевременно корректировать объемы производства. Возможно, часть объемов будет реализована в других регионах. В этом случае надо учитывать экономическую составляющую логистики и принимать во внимание наличие проектов, которые могут составить конкуренцию.
Юрий Марков
Генеральный Директор Национальной Индейководческой Ассоциации
Мы планировали увеличить объемы производства, но отказались от этой идеи. При стоимости 1 кг индейки в тушке 180 рублей себестоимость производства составляет 160 рублей за 1 кг, из них 85% приходится на корма, и по сравнению с прошлым месяцем их цена выросла на 5 рублей за 1 кг. Местной индейке приходится конкурировать с продукцией из южных регионов, где дешевле комбикорма и лучше климат. Для расширения сбыта мы открыли 19 магазинов за последние 3 года, но пока нельзя сказать, что это сильно помогает.
Аслан Тумов
Генеральный Директор Ооо "Конкорд"
В начале 2000–х потребление индейки в России было ниже 100 г на человека в год. Теперь оно выше 1 кг. Заявлено более 50 производственных проектов, и если все они выстрелят, то рыночное предложение составит 500–600 тыс. т. Чтобы раскачать такой рынок, нужны серьезные усилия и ресурсы. Не все производители смогут стать успешными. Отрасль зависима от многих внешних факторов. Это не только стоимость генетического материала, оборудования, но прежде всего — корма, резкое удорожание которых значительно влияет на прибыль.
Вадим Ванеев
Генеральный Директор Компании "Евродон"