Россияне не готовы экономить на личном комфорте и турах, связанных с хобби

Автор фото: Интерпресс

Наиболее устойчивыми к кризису оказались сегменты туризма, рассчитанные на узкую аудиторию. Петербуржцы не готовы экономить на личном комфорте и поездках, касающихся их увлечений.

Судя по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), рынок туристических услуг за год сократился в 3 раза: с 2014 по 2015 год количество туроператоров, работающих на рынке выездного туризма, сократилось с 2050 до 650.
Выездной туризм стал недоступным для целого пласта россиян из–за резкого ослабления рубля, в результате чего в 2015 году рынок сократился на 40%, по оценкам Ростуризма.
Поддерживать отрасль в жизнеспособном состоянии помогает развитие въездного туризма, ведь посещение России стало ощутимо дешевле для иностранцев, однако и тут возможный подъем сдерживают их политические опасения.
Негативно отражается на деятельности турфирм и растущая самостоятельность населения — россияне все чаще берут организацию отпуска в свои руки. По данным портала Travel.ru, количество самостоятельных путешествий по России выросло в 2015 году на 50% по сравнению с прошлым годом.
В свете таких тенденций для туркомпаний стал особенно актуальным поиск своей ниши, в которой можно переждать кризис.

На рыбалку и в Африку

На фоне падения объемов массового выезда на пляжный отдых стабильностью могут похвастать такие ниши, как индивидуальные туры или путешествия в составе небольшой группы, познавательные (образовательные, экскурсионные) туры, а также экзотические путешествия.
Популярность познавательных поездок подтверждает Марина Бородинова, директор ООО "Центр познавательных путешествий "Дядюшка Ник". "Это путешествия в составе групп из 10–12 человек, которые хоть и дороже аналогичного тура для 40 человек, но более комфортны, проходят в хорошей атмосфере и с небольшими переездами", — говорит она. Так, если недельный тур на одного человека во Францию, Италию, Испанию или Португалию в составе большой группы обойдется в 650–700 евро (плюс расходы на билет), то в микрогруппе — в 1–1,2 тыс. евро (плюс расходы на перелет). По некоторым оценкам, на подобные экскурсионные туры приходится около 20% от объема рынка.
Также востребованы экзотические путешествия в Таиланд, Индию, отмечает Марина Бородинова. Экзотический туризм по определению не может быть массовым, поэтому его доля, по экспертным оценкам, составляет не более 6% от общего объема рынка. Турфирма в данном случае несет более высокие издержки по сравнению с организацией массового тура, поэтому стоимость такого путешествия начинается от $7 тыс. за неделю.
Не готовы россияне экономить на поездках, касающихся их увлечений.
Так, к примеру, несмотря на то что за последние 2 года, по статистике, количество россиян, посетивших Норвегию, сократилось с 211,8 тыс. туристов в 2013 году до 108 тыс. в 2015 году, традиционная рыбалка в этой стране пользуется стабильным спросом у россиян. "Это направление, падение по которому практически не ощущается", — отмечают в Совете по туризму Норвегии.
Деловой туризм также удерживает свои позиции, хотя предпочтения корпоративных клиентов могут меняться, например, снижается класс выбираемых отелей, но в целом клиенты продолжают стабильно заказывать поездки, отмечают в JSP BusinessTravel.

Соседи–туристы

Если некоторые ниши радуют стабильностью, то направление въездного туризма — потенциалом большого роста. Подешевевшая для иностранцев Россия стала более привлекательной с точки зрения путешествий, и Петербург как туристическая столица страны привлек, по данным официальной статистики, в 2015 году 6,5 млн человек, из которых 2,8 млн иностранцев.
Судя по данным Ростуризма, в Россию с целью туризма приезжают в основном гости из соседних государств — с Украины, из Казахстана, Финляндии, а также туристы из Китая и Польши. Правда, развитию этого направления пока что мешают, помимо политически нестабильной обстановки, бюрократические проволочки.
"Европейцы очень чувствительны к политическому климату, могут отказаться от уже сделанной брони из–за того, что прошли какие–то тревожные новости", — говорит представитель одной из турфирм города.
По его словам, развернуться в полной мере направлению въездного туризма мешают также сложности с получением российской визы и проблемный сервис.

Узнавая Родину

Серьезно же заработать смогут те турфирмы, которые поймут, как монетизировать растущий спрос на внутрироссийские направления.
Интерес к путешествиям по России растет, но пока желание сэкономить заставляет многих россиян осваивать сайты бронирований и самостоятельно исследовать родные просторы, таким образом лишая заработка турфирмы.
Оборот сервиса продажи билетов и бронирования гостиниц OZON.travel растет на десятки процентов: туристы стали чаще покупать онлайн–туры, бронировать отели в России, а не за рубежом. Особенно востребован юг — Сочи, Анапа, а также Абхазия.
Кроме того, отлично растут Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, говорят в OZON.travel.
Cпрос на индивидуальный туризм не снижается, его объем сохраняется на постоянном уровне. Если говорить о наиболее востребованных направлениях, то это Лазурный Берег, Мальдивы, Сейшелы, Дубай. Также достаточно популярны экзотические страны. Разумеется, все это не относится к массовому туризму, речь идет о дорогостоящих турах стоимостью от 400 тыс. рублей и выше. Мне сложно сказать, почему именно эти направления стабильны. Вероятно, дело в том, что наши клиенты, в основном обеспеченные бизнесмены, умеют считать деньги и планировать свои расходы, поэтому, невзирая на кризис, могут себе позволить путешествовать.
Виктория Печенкина
гендиректор ООО "Джей Эс Пи Клуб"
Несмотря на то что мы ощутили снижение въездного туризма на 30% (Россия хоть и подешевела для иностранцев, возникли вопросы к ее безопасности), есть туры, которые сейчас продаются даже лучше. Например, дорогие познавательные путешествия. Для нашей компании это немассовые направления, например, страны Средней Азии, куда мы отправляем иностранцев. Мы организуем сложные туры, с пересечением двух–трех границ и посещением Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркменистана. Сложная программа позволяет конкурировать с местными турфирмами, которые, как правило, работают только на своей территории.
Андрей Крусанов
совладелец турфирмы "Географическое бюро"