Как в Петербурге открыть секонд-хенд за пять шагов

Автор фото: Валентин Беликов

Предпринимательница Анна Вас от "домашнего" магазина одежды секонд–хенд в квартире перешла к торговой точке в собственном коммерческом помещении. В его покупку она вложила 2 млн рублей, и в первый месяц работы выручка магазина составила около 70 тыс. рублей.

Анна Вас, до того как открыть свое дело, успела поработать и журналистом, и стилистом, и шопинг–консультантом. Несколько лет назад ее хобби — винтажная одежда — постепенно начало занимать все больше времени.
Начала предпринимательница с продажи одежды через соцсети: она находила интересные вещи на барахолках, в Сети, а на примерку клиенты приезжали прямо к ней домой.

Магазин на своем месте

Около месяца назад ее магазин Old–baby (ИП Андреева) получил собственное помещение — во дворе в конце Садовой ул., в Коломне. Магазин площадью 44 м2 предпринимательница купила в кредит. "Конечно, это место довольно далеко от метро, особенно по меркам центра, но оно стоило всего 2 млн рублей, что для коммерческого помещения редкость, — рассказывает Анна Вас. — При этом я не думаю о том, чтобы окупить эту сумму: мы с мужем просто вложили деньги в недвижимость, по сути, они никуда не делись".
Ремонт магазина Анна с мужем делали самостоятельно, он обошелся в 300 тыс. рублей, которые тоже взяли в кредит. Выручка магазина составляет сейчас примерно 70 тыс. рублей в месяц. Около 30 из них уходит на закупку товара. "Складов секонд–хенда очень много, я за годы работы постепенно выбрала трех постоянных поставщиков: это один крупный склад, где у меня есть возможность выбирать вещи, а еще это торговцы Сережа и бабушка Нина — они продают обычный секонд–хенд, а когда попадается винтаж, откладывают его для меня", — говорит предпринимательница.
Продавцом в своем магазине она работает сама, 6 дней в неделю. "Я периодически думаю о том, чтобы кого–то нанять, чтобы расширяться и, возможно, даже стать сетевым проектом, но все постоянные клиенты — мои знакомые, и имидж магазина, по сути, держится на моем образе, передать кому–то ответственность за это очень непросто", — рассказывает Анна Вас.

Рынок с переменами

Объем рынка секонд–хендов и комиссионок в Петербурге оценивают примерно в 2,5 млрд рублей, таких магазинов в городе около 500. Крупнейшие игроки рынка — "Вова", "Мидол", "Мир Секонд Хенд" и др., но в последние годы растет число нишевых проектов с узкой целевой аудиторией. Их основные клиенты — молодые люди, которые стремятся не только сэкономить, но и найти альтернативу масс–маркету. Среди таких проектов — "Круассан", "Спасибо", Kostrov store, Fatcatshop и другие.
Анна Вас отмечает, что доступность масс–маркета сильно ударила по секонд–хендам, и в итоге их популярность, даже несмотря на кризис, в глобальной перспективе будет только падать. "Не могу при этом не отметить, что качество таких вещей не радует: в моем магазине платья, которым десятки лет, выглядят лучше, чем вещь из масс–маркета после нескольких носок", — добавляет она.
"В целом я согласен, — говорит Юрий Костров, управляющий партнер Kostrov store. — Рынок секонд–хенда сегментируется, в выигрыше остаются магазины, способные найти свою аудиторию. Сегодня мало кто стремится искать на барахолке редкую вещь среди тысячи однотипных и неинтересных, как 10 лет назад. Проще обратиться к магазину, предлагающему соответствующую селекцию".